Последнее заседание Конституционной комиссии (состоялось 30 октября с.г.), безусловно, войдет в историю отечественного законотворчества, правда, воспоминания о нем будут вызывать смешанные чувства. Как положительные эмоции, связанные с тем, что конституционалистам наконец-то удалось воплотить свои, подчас довольно смелые, нормотворческие идеи в проекте конституционных изменений в части правосудия, заручившись при этом европейской поддержкой, так и отрицательные, в связи с озвученным председательствующим на заседании спикером парламента Владимиром Гройсманом предложением, касающимся профессионального будущего судей, претендующих на бессрочное избрание. Несмотря на спонтанность (по крайней мере, именно так это было преподнесено) идеи обновления судейского корпуса за счет 800 судей, ожидающих соответствующих резолюций от парламента, дальнейшие события позволяют усомниться в том, что заявление председателя Верховного Совета было импровизацией. В начале предыдущей недели Владимир Гройсман повторил тезис о том, что если народные депутаты не проголосуют за избрание 547 судей на должности бессрочно и уволят 353 служителей Фемиды, у которых закончился срок полномочий, откроется 800 вакантных должностей, на занятие которых нужно проводить публичный конкурс. Также он поручил профильному парламентскому комитету проанализировать его инициативу об обновлении судейского корпуса и внести соответствующие предложения по ее реализации на законодательном уровне.
Реакция судейского корпуса на такое, достаточно провокационное в свете европейских устремлений наших законодателей, предложение не заставила себя долго ждать. Порядка 50 судей, представителей разных судебных инстанций, написали открытое обращение, адресованное народным депутатам — представителям профильного парламентского комитета. Среди прочего, они обратили внимание на то, что предложенный вариант обновления судейского корпуса противоречит Конституции Украины, не соответствует европейским стандартам относительно индивидуальной ответственности судьи (отметим: отсутствие механизмов индивидуальной ответственности в ранее принятом «люстрационном» законодательстве было главным объектом международной критики) и ставит под угрозу независимость судебной власти. «С целью недопущения противоправного, необоснованного увольнения с должностей более 500 профессионально подготовленных судей, назначенных на должность судьи впервые, реального соблюдения принципа верховенства права, гарантированного статьей 8 Конституции Украины, предотвращения гарантированных исков в Европейский суд по правам человека этих судей, а также с целью реального утверждения Украины как правового государства, обеспечения проведения реальных демократических реформ просим народных депутатов Украины обеспечить порядок избрания судей бессрочно, предусмотренный законом, действующим на момент избрания судей, и обеспечить базовые конституционные принципы распределения власти и международные стандарты независимости судебной власти и не поддерживать инициативу по обновлению судейского корпуса путем, предложенным спикером парламента», — отмечается в публичном обращении представителей судейского корпуса.
Прислушаются ли законодатели к служителям Фемиды — покажет время, но уже сейчас можно прогнозировать, что этот вопрос еще не раз будет реанимирован представителями судейского корпуса. Не исключено, что свое слово относительно инициативы спикера парламента скажет и главный судейский форум — съезд судей, который должен состояться в конце этой недели.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…