RE: организация — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

RE: организация

Так и не завершив до конца процесс объединения фискальной и таможенной служб в единое юридическое лицо, КМУ принял решение снова выделить их в отдельные органы

Светлана ТАРАСОВА, «Юридическая практика»

Реформа Государственной фискальной службы Украины (ГФС) — одна из стратегических задач профильного министерства, которую так долго ожидает бизнес. Прошедший год ознаменовался многочисленными обсуждениями реформы ГФС в контексте преобразования ее в сервисную службу с минимальным прямым контактом с бизнесом.

Но никто не ожидал, что в конце года Кабинетом Министров Украины (КМУ) реформирование службы будет реализовано кардинальным образом. Речь идет о постановлении правительства «О создании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины» от 18 декабря 2018 года  1200. Отметим, что документ вступил в силу 15 января с.г. Таким образом, как видно из самого названия документа, ГФС будет разделена на два самостоятельных органа, которые, к слову, ранее уже функционировали в нашем государстве.

Если говорить об исторических аспектах, то следует напомнить о весьма длительном существовании таможенного и налогового органа отдельно друг от друга. Государственную налоговую службу и Государственную таможенную службу объединили в 2012 году путем создания Министерства доходов и сборов Украины, которое в последующем и было преобразовано в Государственную фискальную службу Украины с подчинением Министерству финансов Украины.

Кстати, на этапе реформы фискальных органов в контексте объединения фискальной и таможенной служб этот шаг был анонсирован в том числе как необходимость экономии бюджетных средств на их содержание.

Тем не менее спустя шесть лет Министерство финансов Украины приняло решение снова выделить две службы в отдельные органы, что и было закреплено в соответствующем постановлении Кабинета Министров Украины.

К слову, в одной из публикаций для «Юридической практики» заместитель министра финансов Украины Сергей Верланов прокомментировал необходимость такого реформирования Государственной фискальной службы Украины: «Мы видим, что не получается объединить таможню и налоговую службы в единое юридическое лицо. Поэтому наша задача сейчас — разделить ГФС на три равнозначных по функционалу органа и реформировать отдельно каждый: 1) орган, который администрирует налоги; 2) орган, администрирующий таможенные платежи; 3) орган, осуществляющий финансовые расследования. В то же время реформа ГФС не должна влиять на устойчивость бюджетных поступлений, поскольку у нас есть критические моменты выплат по международным заимствованиям» (материал «Реформенный штиль» издания «50 ведущих юридических фирм Украины 2018» — прим. ред.).

При этом гн Верланов сделал акцент на том, что процесс объединения таможенных и налоговых ведомств так и не был завершен, в связи с чем все, что можно сделать в рамках существующего законодательства без внесения новых законопроектов, будет реализовано до конца года решениями правительства, что собственно и было сделано.

Возвращаясь к постановлению правительства, отметим, что оно устанавливает статус Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины как центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Минфин.

«Государственная налоговая служба и Государственная таможенная служба являются правопреемниками прав и обязанностей реорганизованной Государственной фискальной службы в соответствующих сферах деятельности. Обеспечение деятельности Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы в 2018 и 2019 годах будет осуществляться в пределах расходов, предусмотренных для Государственной фискальной службы», — говорится в постановлении.

При этом ГФС пока будет продолжать осуществлять полномочия и выполнять функции в сфере реализации государственной налоговой политики и таможенного дела и функции, касающиеся администрирования налогов и борьбы с нарушениями законодательства в этой сфере, до окончания создания двух новых органов.

А у Министерства финансов Украины есть два месяца на разработку, утверждение и подачу правительству положений о соответствующих органах и три месяца — на разработку предложений по внесению изменений в законодательные акты, вытекающие из этого постановления.

В юридической среде говорят о позитивности данного решения, но исключительно для таможенной службы, поскольку она фактически «растворилась» в Министерстве доходов и сборов Украины, и последующей реорганизации в ГФС. Такое мнение подтверждает и Константин Ликарчук, управляющий партнер киевского офиса МЮФ Kinstellar. В то же время он рекомендует в рамках новой структуры Государственной таможенной службы Украины воссоздать институциональную состоятельность таможни и сместить акцент исключительно с контроля на границе в сторону постаудита, то есть той формы таможенного контроля, которая позволяет бороться с нарушениями уже после того, как товар пересек таможенную границу Украины и прошел таможенную очистку. По мнению гна Ликарчука, в новой службе необходимо возродить мониторинговый центр, позволяющий в режиме реального времени контролировать деятельность таможенных постов. «Думаю, получится создать мощное аналитическое направление работы, изменить порядок формирования так называемых индикативных цен, эффективно бороться с коррупцией внутри службы, полагаясь на вновь созданный департамент внутренней безопасности», — высказывает мнение эксперт. Также гн Ликарчук отмечает, что таможенное ведомство могло бы полностью взять на себя функцию сопровождения «единого окна» на границе. К сожалению, всего этого не удалось сделать в рамках Государственной фискальной службы Украины в связи с тем, что налоговое направление фактически поглотило таможенное, считает он.

Тем не менее есть риск, что разделение фискального органа может привести к сложностям в аспекте результативности обмена информацией, особенно в контексте международных тенденций в этой сфере.

Вместе с тем само по себе разделение Государственной фискальной службы Украины на два центральных органа не должно существенно повлиять на бизнес. Такая практика у Украины уже была. Главной задачей такой реформы, как неоднократно обращали внимание субъекты хозяйствования при обсуждении какихлибо шагов в этой сфере, все же должно стать уменьшение административного давления на налогоплательщиков.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA