Изменениями в Конституцию Украины, согласно проекту № 3524, внесенному Президентом Украины, предлагается существенно изменить раздел, регулирующий правовой статус Конституционного Суда Украины (КСУ). И хотя проект еще могут откорректировать или вообще не принять, необходимость предложенных поправок относительно КСУ ни у кого не вызывает сомнений. Отметим, что сам КСУ, дважды предоставляя заключения по проекту № 3524 в 2016 году, фактически поддержал эти нормы.
Первым делом КСУ выводится из системы органов правосудия Украины. Несмотря на присутствие в названии слова «Суд», КСУ не является органом отправления правосудия в общепринятом понимании. Скорее, это аналитический научный центр, который решает вопросы права, но не факта и обстоятельств конкретного дела. Изменениями предлагается провести четкую грань — исключить упоминание о КСУ из статьи 124 Конституции Украины, определяющей органы, которые могут осуществлять правосудие. Следовательно, исчезает необходимость разделения судов на суды общей и конституционной юрисдикций.
Соответственно раздел XII «Конституционный Суд Украины» преобразится полностью.
Так, согласно новой редакции статьи 147, КСУ будет рассматривать вопросы соответствия Конституции Украины законов Украины и в предусмотренных Конституцией случаях других актов, осуществлять официальное толкование Конституции Украины. У КСУ могут появиться «другие полномочия согласно этой Конституции». Соответствующие корректировки предполагается внести и в статью 150.
«Другие» полномочия КСУ подразумевают предоставление заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (согласно разделу XIII), а также принятие решений о конституционности законов по конституционной жалобе. Такие жалобы, согласно новой статье 1511, смогут подавать в КСУ лица, полагающие, что примененный в окончательном судебном решении по его делу закон противоречит Конституции. Также условием для конституционной жалобы называется полное исчерпание других национальных инструментов юридической защиты.
Таким образом, после утверждения таких поправок к Конституции КСУ не будет заниматься официальным толкованием законов Украины. Эта функция всецело перейдет к Верховному Суду Украины, который станет толковать законы в ходе их применения при решении споров и формировании единообразной судебной практики.
Изменяются и аспекты регулирования правового статуса судьи Конституционного Суда Украины — на судей КСУ не будут распространяться принципы и гарантии, заложенные в статье 126 Конституции Украины.
Согласно новой редакции, отбор кандидатур на должности судей КСУ осуществляется на конкурсной основе в установленном законом порядке. Предлагается оставить требование, что судьей КСУ может быть гражданин Украины, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, но повысить минимальный стаж профессиональной деятельности в данной сфере до 15 (с десяти) лет, а также установить требования относительно знания государственного языка, наличия «высоких моральных качеств» и «признанного уровня компетентности».
Также в раздел XII переносятся требования, выдвигаемые к судье КСУ, а именно: он не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать другие оплачиваемые должности, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.
Меняется место принятия присяги судьи КСУ — предлагается принимать присягу не на заседании парламента, а на специальном пленарном заседании КСУ.
Отметим, что значительные коррективы предлагаются и в статью 149, устанавливающую гарантии независимости судей КСУ. Понятно, что гарантируются независимость и неприкосновенность судей КСУ, запрещается влияние на судей каким-либо способом. Но также предлагается закрепить, что судью КСУ нельзя привлечь к ответственности за голосование в связи с принятием КСУ решений и предоставлением заключений, кроме случаев совершения преступления или дисциплинарного проступка.
При этом судью КСУ можно задержать, содержать под стражей или арестовать (кроме случаев задержания во время или сразу после совершения тяжкого преступления) не иначе как с согласия самого КСУ.
Отдельной статьей (1491) в Конституции предлагается прописать основания прекращения полномочий судьи КСУ (истечение срока полномочий; достижение 70-летнего возраста; прекращение гражданства Украины или приобретение гражданства другой страны; признание без вести пропавшим, умершим, недееспособным или ограниченно дееспособным; вступление в силу обвинительного приговора; смерть) и основания для увольнения с должности (неспособность исполнять обязанности по состоянию здоровья, нарушение требований о несовместительстве; совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое игнорирование своих обязанностей; подача заявления об отставке или увольнении по собственному желанию).
При этом решение об увольнении судьи КСУ с должности будет принимать КСУ двумя третьими от своего конституционного состава.
Еще одна существенная статья, которая может появиться в Конституции, — 1481, согласно которой государство «обеспечивает финансирование и надлежащие условия для деятельности КСУ».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…