13 января 2016 года на заседании заместителей министров Комитета министров Совета Европы была принята Рекомендация CM/Rec(2016) 1 (Рекомендация) государствам-членам по защите и поощрению права на свободу слова и права на частную жизнь по сетевому нейтралитету.
Приложение к данной Рекомендации содержит руководство по сетевому нейтралитету. Рассмотрим его общие принципы.
Нейтралитет — в принципе
Интернет-пользователи имеют право на свободу выражения мнений, в том числе право на получение и распространение информации с помощью сервисов, приложений и устройств по своему выбору в полном соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция). Эти права должны осуществляться без дискриминации по признаку пола, сексуальной ориентации, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иного статуса.
Такое право интернет-пользователей на получение и распространение информации не должно быть ограничено с помощью блокировки, замедления, ухудшения или дискриминации интернет-трафика, связанного с конкретным содержанием сервисов, приложений или устройств, или трафика, связанного с услугами на основе эксклюзивных договоренностей или тарифов. Они должны иметь право на подключение к Интернету с характеристиками, определенными в договорных соглашениях, которые они заключили с поставщиками услуг доступа к Интернету, на основе конкретной и адекватной информации, предоставляющейся пользователям по всем аспектам, которые могут повлиять на их доступ к сети Интернет и их право на получение и распространение информации.
Интернет-трафик должен быть одинаковым, без дискриминации, ограничений или вмешательства, независимо от отправителя, получателя, содержания, приложения, служб или устройств. Это понимается как принцип сетевого нейтралитета для целей настоящей рекомендации. Принцип сетевого нейтралитета применяется ко всем услугам доступа к сети Интернет независимо от инфраструктуры или сети, используемой для подключения к Интернету и независимо от базовой технологии, используемой для передачи сигналов.
Но при этом, как указано в Рекомендации, это не исключает возможности принимать меры по управлению трафиком, которые необходимы и соразмерны, в следующих случаях:
— введения в действие постановления суда или предписания регулирующего органа;
— необходимости сохранения целостности и безопасности сети, услуг, предоставляемых через сеть, и терминального оборудования конечных пользователей;
— необходимости предотвращения перегрузки сети и оптимизации управления трафиком.
Меры по управлению интернет-трафиком должны быть недискриминационными, прозрачными и не должны применяться дольше, чем строго необходимо. Политика управления трафиком должна периодически пересматриваться компетентными органами в каждом государстве-члене.
Конкуренция провайдеров
Что касается конкуренции, то в Рекомендации указано следующее. Интернет- провайдеры не должны дискриминировать трафики по отношению к другим поставщикам контента, приложений и услуг, которые конкурируют с их собственными продуктами. Требуется, чтобы решения управления трафиком были строго отделены от процесса принятия решений, связанных с контент-операторами в соответствии с Декларацией Комитета Министров 2007 года «О защите роли СМИ в демократии в контексте концентрации средств массовой информации».
Приоритетная обработка трафика, которая является исключением из принципа сетевого нейтралитета на основе соглашений между поставщиками интернет-услуг и поставщиками контента, должна быть разрешена только при наличии достаточных гарантий для пользователей доступа, использования и распространения информации на месте. При этом приоритетная обработка трафика не должна уменьшать или влиять на ценовую доступность, производительность и качество доступа пользователей к сети Интернет. Интернет-пользователи должны иметь реальную возможность выбирать подключение к Интернету без льготного режима трафика. Они также должны быть проинформированы о влиянии, которое такая обработка может оказать на их способность получить доступ, использовать и распространять информацию разнообразного и плюралистического содержания, находящуюся в открытом доступе, а также программы и услуги по их выбору.
Управление интернет-трафиком
Меры по управлению интернет-трафиком должны включать в себя обработку персональных данных только в той степени, которая является необходимой и соразмерной для достижения целей вышеуказанных принципов. Такие меры должны быть согласованы с пунктом 2 статьи 8 Конвенции о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (ETS№ 108) и действующим законодательством о праве на частную жизнь и защиту персональных данных.
В данных принципах Рекомендации указано, что использование методов управления интернет-трафиком, которые способны оценить содержание сообщений, является вмешательством в право на уважение частной и семейной жизни.
Следовательно, такое использование должно полностью соответствовать статье 8 Конвенции, а также проходить проверку на соответствие действующему законодательству о праве на частную жизнь и защиту персональных данных и рассматриваться компетентным органом в каждом государстве-члене с целью оценки соблюдения законодательства.
Относительно прозрачности деятельности интернет-провайдеров, то последние должны предоставлять пользователям ясную, полную и публично доступную информацию об управлении трафиком, что может повлиять на доступ пользователя к контенту или его распределению. Компетентные органы в пределах каждого государства-члена должны контролировать и отчитываться о практике управления интернет-трафиком. Такие отчеты должны быть подготовлены открытым и прозрачным способом, быть доступными для общественности и бесплатными.
Также указано, что интернет-провайдеры несут ответственность за нарушение данных принципов и должны реагировать на жалобы от пользователей Интернета. Последние, в свою очередь, должны также иметь возможность передать этот вопрос непосредственно компетентным органам в пределах каждого государства-члена и иметь право на своевременное возмещение.
Основной посыл данной Рекомендации можно обозначить как соблюдение принципов сетевого нейтралитета провайдерами интернет-услуг и правовой защиты интернет-пользователей.
Украинский сегмент
В Законе Украины «О телекоммуникациях» от 18 ноября 2003 года обозначены такие положения, как безопасность телекоммуникаций.
Согласно части 3 статьи 9 указанного Закона, операторы, провайдеры телекоммуникаций обязаны принимать в соответствии с законодательством технические и организационные меры по защите телекоммуникационных сетей, средств телекоммуникаций, информации с ограниченным доступом об организации телекоммуникационных сетей, передаваемой этими сетями.
В условиях быстрого развития интернет-технологий и «электронного мира» принцип сетевого нейтралитета удерживает в рамках интернет-провайдеров, при этом расширяет права пользователей на получение и распространение информации по своему выбору. Это, в свою очередь, способствует осуществлению и реализации права на свободу выражения мнения, так как статья 10 Конвенции применяется как к содержанию информации, так и к средствам ее распространения.
МАТИЯШ Софья — адвокат АФ «Династия», г. Днепропетровск
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…