Разведение роликов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 1-2 » Разведение роликов

Разведение роликов

Рубрика Тема номера
Существует риск, что размещение рекламных роликов в рамках спонсорства на телевидении будет нарушать принципы рекламы 
и может быть квалифицировано как скрытая реклама

Правовые аспекты и проблематика использования заявок на знаки для товаров и услуг для скрытой рекламы в виде спонсорства на телевидении знакомы и близки как рекламодателям (бизнесу, который не может и не хочет ждать целый год до момента получения свидетельства на знак для товаров и услуг), так и телерадиоорганизациям, у которых аналогичная бизнеслогика. Ниже мы проанализируем положения законодательства, регулирующие этот вопрос.

Что говорит закон

Согласно статье 1 Закона Украины «О рекламе» спонсорство определяется как добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами какойлибо деятельности с целью популяризации исключительно своего имени, наименования, своего знака для товаров и услуг (торговой марки). В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О рекламе» в телепередачах, которые созданы и проводятся при участии спонсоров, запрещается предоставлять какуюлибо информацию рекламного характера о спонсоре и/или его товарах, кроме имени или наименования и торговой марки спонсоров.

Если с именем и наименованием спонсора все понятно, то с торговой маркой ситуация сложнее. Очевидно, что спонсор должен доказать наличие у него прав на торговую марку. На это дополнительно указывает и Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания (Нацсовет) в Рекомендациях относительно спонсорства с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются алкогольные напитки, вступивших в силуоктября 2018 года (Рекомендации), а именно: телерадиоорганизация должна получить от спонсора документальное подтверждение прав спонсора на торговую марку, в частности, копию свидетельства о регистрации торговой марки или подтверждение подачи заявки на регистрацию знака (заявка) и подтверждение оплаты.

Таким образом, Нацсовет утверждает, что заявка — надлежащий документ для целей спонсорства. Но, несмотря на то что права на торговую марку действуют с даты подачи заявки, знак нельзя считать зарегистрированным (или таким, права на который возникли) до момента получения свидетельства. Согласно статье 494 Гражданского кодекса (ГК) Украины и части 4 статьи 5 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (Закон о знаках) приобретение прав интеллектуальной собственности на торговую марку подтверждается свидетельством. Объем правовой охраны также определяется указанным в свидетельстве изображением и перечнем товаров и/или услуг (часть 2 статьи 494 ГК Украины, часть 4 статьи 5 Закона о знаках). В этой связи законность использования в качестве обоснования позиции спонсора заявок выглядит спорной.

Получается, что использование заявок — это дозволенный компромисс, потому что желаемые для спонсора сроки проведения рекламных кампаний на практике не соотносятся с чрезвычайно долгим сроком регистрации торговых марок.

Спонсорская информация vs реклама

Согласно Рекомендациям, при предоставлении спонсором заявки телерадиоорганизация должна проверить заявку на соответствие требованиям, изложенным в Рекомендациях, а при несоответствии — отказать спонсору. Среди прочего Нацсовет рекомендует телерадиоорганизациям проверять, что спонсорская информация о знаках для товаров и услуг, под которыми выпускаются алкогольные напитки, не идентична рекламным роликам алкогольных напитков, производимых под теми же знаками для товаров и услуг, то есть они не должны совпадать по видеоряду с этими рекламными роликами.

Это ответ на вопрос, почему и зачем существует тенденция подачи заявок на регистрацию знаков с покадровым изображением рекламных роликов. Однако и этот инструмент кажется сомнительным, поскольку далее в Рекомендациях отмечено, что «спонсорская информация о торговых марках независимо от того, являются ли они зарегистрированными знаками для товаров и услуг или поданными на регистрацию знаками, не должна содержать высказываний и изображений, используемых исключительно в связи с алкогольными напитками», и далее указан перечень требований к такой информации, с которым мы советуем детально ознакомиться.

Все это касается «статических» торговых марок. А если кадры рекламного ролика поданы на регистрацию, и спонсор пришел с такой заявкой?

Еще в 2004 году Нацсовет издал Решение  807 от 14 июля 2004 года, которым утвердил Рекомендации относительно рекламы и спонсорства. В них Нацсоветом не указана возможность использования рекламных роликов в качестве формы спонсорства. В Рекомендациях упоминается о «уведомлении о спонсоре путемдинамичного изображения». Возникает вопрос: попадает ли под «динамичное изображение» рекламный ролик, если его кадры поданы на регистрацию, а спонсор предоставил соответствующую заявку? Мы склонны полагать, что ссылка на «уведомление о спонсоре путемдинамичного изображения» при размещении рекламного ролика в рамках спонсорства на телевидении, основные кадры которого поданы на регистрацию, не снимает рисков. Нацсовет не трактует понятие «информация рекламного характера», но подчеркивает, что любая информация о спонсоре будет рекламной. Поэтому к использованию рекламных роликов применимо понятие «информация рекламного характера».

Такая позиция подтверждается судебной практикой. Например, в определении Киевского апелляционного административного суда от 10 декабря 2013 года по делу  826/401/13-а говорится:
«…
из предоставленного истцом ролика не усматривается факт демонстрации именно знака для товаров и услуг, который может принадлежать спонсору. Наоборот, ролик предоставляет возможность полностью понять, что демонстрируется именно товар — готовая алкогольная продукция, а не знак для товаров и услуг, под которым такой товар выпускается. В данном случае демонстрация товара, а именно: бутылки с этикеткой, на которой указан знак для товаров и услуг, — не может считаться демонстрацией непосредственно знака для товаров и услуг».

Несмотря на то что рекомендации касаются только сферы алкогольных напитков, они применимы и к производителям других групп товаров, поскольку содержат общие принципы регулирования спонсорства в целом, идентичные для всех.

Скрытая реклама

Существует риск, что размещение рекламных роликов в рамках спонсорства на телевидении будет нарушать принципы рекламы (часть 1 статьи 7 Закона Украины «О рекламе») и будет квалифицировано как скрытая реклама и/или недобросовестная реклама в части нарушения требований распространения. Риск возрастает, если рекламируемая продукция относится к регулируемой (алкогольная продукция, лекарственные средства). Указанные нарушения могут быть основанием для наложения штрафа на рекламодателя в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы и/или запрета дальнейшего распространения (статьи 26, 27 Закона Украины «О рекламе»).

СМОРОДИНА Алла юрист ЮФ Sayenko Kharenko, гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Постройке — смирно

Государство и юристы

Ковер-версия

Хватит мыть!

Изобретательный бум

Оборотная связь

Исполнительное производство

Самых частных правил

Карта событий

Стать в строй

Отрасли практики

Закупочные сцены

ОООстрая недостаточность

Продвижение

Стратегический PRогноз

Судебная практика

Спех без причины

Занять диспозицию

Судебные решения

Товарно-транспортная накладная не может свидетельствовать о реальности хозяйственной операции в целом

Предприниматель не может дважды быть привлечен к ответственности за допуск лиц к работе без оформления трудового договора

Акты по формам Н-5 и Н-1 не являются решением субъекта властных полномочий

Неправильное указание декларантом кода УКТВЭД 
не всегда влечет за собой ответственность

Тема номера

Тонкий намек

Охранная грамота

ВОИС света

Разведение роликов

Трибуна

Поход ограничен

Частная практика

Tax-осмотр

Інші новини

PRAVO.UA