Юридическая общественность одинаково ценит и уважает как юристов-практиков, так и ученых-теоретиков. Одним — практический опыт, другим — научная работа. Но местом, где встречаются и практики, и теоретики чаще всего оказывается вуз. Причем, не имеет значения — это крупный вуз с известной правовой школы либо региональный вуз — юристы-практики приходят в вузы делиться опытом, подбирать лучшие кадры и (что скрывать) повышать свой профессиональный рейтинг. Неудивительно, что вузы гордятся теми преподавателями, которые помимо преподавания занимаются практической деятельностью. Так, политика ряда вузов направлена на привлечение к преподаванию своих выпускников. Кроме этого, вузы, в которых осуществляется подготовка по редким либо узкоспециализированным направлениям, приглашают специалистов для преподавания отдельных предметов.
Так, являясь заведующим кафедрой международного частного и таможенного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (КИМО), Анатолий Довгерт занимает должность президента юридической фирмы «Юрвнешсервис». Также на этой кафедре работают: Василий Кисиль, старший партнер адвокатского объединения «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» и управляющий партнер адвокатской фирмы «Сергей Козьяков и Партнеры» Сергей Козьяков.
Факультет правнычих наук Национального университета «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА) наряду с учеными, занимающимися исключительно наукой, может похвастаться и юристами-практиками, преподающими студентам «могилянки». Так, на кафедре отраслевых правовых наук среди преподающих практиков можно встретить партнера юридической фирмы «Данилко, Кушнир, Солтыс и Якимьяк» Юрия Кушнира и директора юридического департамента Компании по управлению активами «КИНТО» Александра Онуфриенко.
С чего начиналось
Что подвигло практикующих юристов на преподавательскую стезю? Так, о том, что Александру Онуфриенко необходимо заняться преподаванием, еще в советские времена решение приняла партия. По его словам, подчинившись тогда, отказаться от преподавания он не может до сих пор.
О своем пути в практику и науку Анатолий Довгерт говорит так: «К середине 80-х годов, будучи доцентом Киевского государственного университета и заканчивая докторскую диссертацию, практика буквально обрушилась на тех, кто хоть в какой-то мере имел представление в области частного права и рыночной экономики. Так что, выбирать особо не приходилось. Появились законы об индивидуальной трудовой деятельности, кооперативах, совместных предприятиях, акционерных обществах и т.п. Новая ситуация предполагала совсем иную юридическую практику, чем это было ранее».
Василий Кисиль, закончив факультет международных отношений и международного права Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, получил предложение остаться на должности преподавателя. Такое предложение полностью совпало с его желанием трудиться в этой сфере. Со временем гн Кисиль от преподавания перешел к практике.
Юрий Кушнир впервые серьезно решил заняться преподаванием сразу после окончания магистерской программы в Вирджинском университете (США) — хотелось поделиться частью приобретенных знаний с подрастающим поколением молодых юристов на Украине. Но, как отмечает г-н Кушнир, в то время все усилия были приложены для развития юридической фирмы, зато, как только увидел, что может посвящать некоторое время преподаванию, сразу начал искать возможности, где себя реализовать в этом качестве. А выбор вуза был обусловлен тем, что Киево-Могилянскую академию гн Кушнир всегда считал динамично развивающейся и по праву одной из самых лучших юридических школ Украины.
Кому это выгодно
От того, что в вузе преподает юрист-практик, кажется, выигрывают все. Студенты получают качественную, полезную и своевременную информацию о предмете не только с теоретической стороны, но и практической. Юристы-практики, преподавая, кроме постоянного общения со студентами, получают дополнительную практику, а также возможность присмотреться к талантливым студентам. Для вузов наличие среди преподавательского состава юристов-практиков является дополнительным преимуществом, влияющим на качество обучения и статус вуза.
Так, практикующие преподаватели, отвечая на вопрос, как совместить практику и преподавание и не мешает ли одно другому, пришли к заключению, что проблемы совмещения как таковой нет. Гн Кисиль уверяет в том, что работа в вузе и работа юриста-практика гармонично сочетаются. Г-н Онуфриенко также не знает проблемы совмещения — он готовит лекционный материал и идет в аудиторию, а после — едет в офис и работает там. «Я не представляю, как преподавание может помешать практической деятельности», — говорит он. Также гн Довгерт считает, что совмещение преподавания и практики не мешает, а наоборот — помогает, более того, юридическая профессия предполагает обязательное их совмещение. Он пришел к заключению, что без такого совмещения нет нормального специалиста.
Того же мнения придерживается и гн Кушнир, полагая, что практика не мешает, а очень способствует преподаванию, так как предоставляет возможность объяснять действие определенных норм с помощью примеров «из жизни», используя ситуации из личного опыта. В свою очередь, преподавание стимулирует постоянное усовершенствование профессиональных знаний как в рамках своей специализации, так и в других смежных сферах. Отдельно гн Кушнир отмечает необходимость быть постоянно «в форме», приходя на лекции: «Мне всегда интересно, когда студенты задают вопросы во время лекции или семинара, аргументируют свою позицию. Такая «интеллектуальная» закалка только способствует развитию практики, а также может подтолкнуть к принятию нестандартных решений».
В свою очередь, гн Кисиль отмечает проблему времени, поскольку порой бывает непросто совместить преподавательскую деятельность и практику именно в этом аспекте: лекции привязаны к строгому расписанию, день адвоката также расписан по минутам. О пользе совмещения практики и преподавания г-н Кисиль говорит так: «В ходе преподавания я имею возможность не только предоставить студентам сухие теоретические выкладки, но и подкрепить их конкретными примерами из практики. Также современные достижения правовой доктрины очень помогают мне в практической деятельности. Преподавание позволяет находиться на высоком уровне профессиональных знаний, регулярно следить за новыми научными работами, постоянно совершенствовать свои знания. Ведь какая-либо оплошность может навредить профессиональной репутации как преподавателя, так и практикующего юриста».
Что же касается другой стороны, участвующей в процессе преподавания, — студентов, то и они играют определенную роль в жизни практиков-преподавателей. Г-н Онуфриенко уверен, что у студентов можно многому научиться: «Я лично у своих студентов научился: танцевать сарабанду (пока получается очень плохо), правильно пить кашасу (получается получше), варить шурпу (иногда на достойном уровне), воспринимать В. Шекспира в переводе Б. Пастернака (но под настроение, многие вещи С. Маршака посильнее будут). В тоже же время г-н Довгерт считает студентов барометрами общества: «Общаясь с ними, лучше понимаешь, где мы есть и куда движемся». Кроме этого, от общения со студентами он получает заряд энергии, молодости и оптимизма. Гн Кисиль считает, что у студентов можно поучиться многому: «В первую очередь, высоко ценю в них свободу мышления и отсутствие догматичности. Они помогают мне воспринимать современный ритм жизни».
Нередки случаи, когда талантливые студенты уходят работать к своим преподавателям. Это подтверждает и гн Довгерт, говоря о том, что в те времена (середина 80-х годов) многие проекты начинались исключительно со студентами. Сегодня же, отмечает гн Довгерт, во многих ведущих юридических фирмах страны работают студенты, выпускники Института международных отношений, кафедры международного частного и таможенного права. В свою очередь, гн Онуфриенко вспоминает, что был период, когда с ним работали несколько его студентов и выпускников. «А сейчас как-то не складывается. Наверное, я не соответствую требованиям бывших студентов», — заключает Александр Иванович. В ЮФ «Данилко, Кушнир, Солтыс и Якимьяк» сейчас работают два младших юриста, из которых одна студентка прослушала курс банковского права, который читал Юрий Кушнир, а другая — была участником команды, представляющей Киево-Могилянскую академию на международном студенческом конкурсе по европейскому праву, где гн Кушнир был тренером команды. Бывших студентов Василия Кисиля в «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» работает много — именно работа преподавателя дает возможность еще на студенческой скамье оценить способности молодых людей. Некоторым из них г-н Кисиль предлагает пройти стажировку в фирме. Впоследствии многие студенты становятся юристами компании, а все партнеры юридической фирмы в прошлом были студентами г-на Кисиля.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…