Когда речь заходит о строительстве, первое, что приходит на ум, — это возведение зданий: домов, офисных или торговых центров. Или хотя бы дорог и мостов. Однако законодательство в сфере строительства охватывает и другие инфраструктурные объекты, например газопроводы. Их сооружение, как оказывается, также надо осуществлять с согласия архитектурно-строительных инспекций.
Соответствующий вывод следует из судебных решений по делу по иску ООО «Г» к Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым (Инспекция) о признании действий противоправными и отмене постановления.
Истец, в частности, просил признать противоправными действия Инспекции при рассмотрении дела о правонарушениях в сфере градостроительства в отношении ООО «Г» и отменить постановление ответчика о наложении штрафа в размере 850 грн за такие правонарушения, поскольку оно вынесено с нарушениями предписаний Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (Закон о госнадзоре) и Положения о порядке наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1995 года № 244 (Положение).
Окружной административный суд Автономной Республики Крым постановлением от 9 сентября 2011 года, оставленным без изменений определениями Севастопольского апелляционного административного суда от 20 марта 2012 года и Высшего административного суда Украины от 12 марта 2013 года, исковые требования удовлетворил в части отмены постановления.
Принимая и оставляя в силе такое решение, суды исходили из того, что строительство ООО «Г» газопровода между двумя селами в Кировском районе АРК осуществлялось без разрешения на его выполнение, но такое разрешение и не требовалось ввиду того, что объект трубопроводного транспорта не является объектом строительства в понимании Закона Украины «О планировании и застройке территорий» (Закон о застройке).
Не соглашаясь с определением суда кассационной инстанции, Инспекция обратилась с заявлением о его пересмотре Верховным Судом Украины на основаниях неодинакового применения кассационным судом одних и тех же норм материального норм, повлекшего принятие разных решений в подобных правоотношениях. А именно: статьи 29 Закона о застройке.
Так, в другом деле ВАСУ исходил из того, что строительство газопровода является строительством объекта градостроительства, поэтому применение к истцу штрафных санкций за правонарушения в сфере градостроительства, в частности, в связи с неисполнением им требований Закона о застройке о получении разрешения на выполнение строительных работ, является правомерным.
Решая вопрос об устранении расхождений в применении судом кассационной инстанции нормы материального права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины в постановлении от 22 октября 2013 года по делу № 21-216а13 исходит из следующего.
Инспекция наложила на истца штраф, руководствуясь Законом Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» (Закон) и Положением.
Согласно преамбуле Закона о застройке, этот Закон устанавливает правовые и организационные основы планирования, застройки и прочего использования территорий и направлен на обеспечение стабильного развития населенных пунктов с учетом общественных и частных интересов.
Застройка территорий подразумевает размещение и строительство новых объектов, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство существующих объектов градостроительства, расширение и техническое переоснащение предприятий. Это все включается в понятие «строительство».
По предписаниям частей 1, 2 статьи 23 Закона о застройке размещение объектов градостроительства на территории населенных пунктов и за их пределами осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями путем установления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка согласно утвержденной градостроительной документации, региональным или местным правилам застройки. А часть 1 статьи 29 этого же Закона определяет, что разрешением на выполнение строительных работ является документ, удостоверяющий право заказчика и подрядчика на выполнение подготовительных и/или строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям.
Статьей 1 Закона Украины «Об основах градостроительства», действовавшего на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что градостроительство (градостроительная деятельность) — это целенаправленная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, объединений граждан по созданию и поддержанию полноценной жизненной среды, а статьей 3 — что объектами градостроительства является территория Украины и территории ее административно-территориальных единиц, их части и отдельные земельные участки, функциональные территории (зоны) административно-территориальных единиц (жилой и общественной застройки, производственные, рекреационные, коммунальные, охраны недвижимого культурного и природного наследия и другие); здания и сооружения, их комплексы; коммуникации и сооружения инженерной и транспортной инфраструктуры; объекты архитектурной деятельности.
В то же время отношения в сфере трубопроводного транспорта, согласно статье 37 Закона Украины «О транспорте», регулируются Законом Украины «О трубопроводном транспорте» и другими нормативно-правовыми актами Украины.
В частности, Закон о трубопроводном транспорте объектами трубопроводного транспорта признает магистральные и промышленные трубопроводы, включая наземные, надземные и подземные линейные части трубопроводов, а также объекты и сооружения, основное и вспомогательное оборудование, обеспечивающие безопасную и надежную эксплуатацию трубопроводного транспорта.
Порядком предоставления исходных данных для проектирования объектов градостроительства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 мая 2009 года № 489, определено, что объект градостроительства — это отдельные здания или сооружения, их комплексы, коммуникации и сооружения инженерной и транспортной инфраструктур, объект благоустройства, садово-парковой и ландшафтной архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства.
Кроме того, во исполнение предписаний Закона о застройке КМУ постановлением от 30 сентября 2009 года № 1104 утвердил Перечень строительных работ, на выполнение которых разрешение не требуется, и в данный Перечень такой вид строительных работ, как сооружение газопровода, не включен.
Следовательно, по мнению коллегии судей Судебной палаты по административным делам ВСУ, вывод кассационного суда о том, что газопровод не является объектом строительства, не основывается на требованиях действующего законодательства Украины. Иными словами, ВАСУ неправильно применил нормы материального права, в связи с чем его определение от 12 марта 2013 года подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…