– Сейчас в Украине реализуются крупные проекты в сфере энергетики и недропользования. Какие сегменты наиболее интересны иностранным инвесторам?
– В первую очередь интерес представляют проекты в сфере добычи нефти и газа, а также возобновляемой энергетики. В нефтегазовой отрасли иностранным инвесторам интересны участки недр, которые выставляют на конкурс с целью последующего заключения соглашений о разделе продукции. Как правило, это участки большого размера, что предполагает возможность разведки крупных месторождений, а украинским законодательством предусмотрены достаточно привлекательные условия для инвестирования. В прошлом году правительство провело три конкурса на заключение соглашений о разделе продукции по Юзовскому (Восточная Украина), Олесскому (Западная Украина) и Скифскому (шельф Черного моря) участкам. Победителями стали, соответственно, международные нефтегазовые гиганты Shell, Chevron и ExxonMobil совместно с другими компаниями-заявителями.
Родился в 1961 году в Архангельске. В 1990 году окончил Киевский государственный университет им. Шевченко, в 1991-м – программу по изучению американской системы права в Международном институте права. В 1993 году получил диплом магистра в Школе права Йельского университета (США). В 1990-е годы работал в американских юридических фирмах. С 2002 года – партнер ЮФ “Астерс”. Специализация: банковское и финансовое право, проектное финансирование, корпоративное право, M&A, валютное регулирование, энергетическое право, приватизация. Член консультационного совета по внешним вопросам Ассоциации украинских юристов Америки, совета директоров Украинско-американского делового совета. Кандидат юридических наук в области международного права.
Проекты в сфере производства электроэнергии из возобновляемых источников интересны иностранным инвесторам в первую очередь благодаря наличию “зеленого” тарифа. Однако частые изменения правил игры сдерживают развитие проектов в этой области. На данный момент в Украине реализовано несколько крупных проектов по строительству солнечных и ветровых электростанций компаниями Activ Solar, ДТЭК и “Ветряные парки Украины”.
– Каким образом инвестор может выгодно и безопасно выйти на украинский рынок?
– Для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, необходимо получить специальное разрешение на пользование недрами. Оно выдается победителю аукциона или, при определенных условиях, по внеконкурсной процедуре. Учитывая, что аукционы проводятся достаточно редко, инвесторы стараются сотрудничать с недропользователями, уже получившими спецразрешения. В большинстве случаев это государственные компании. Ранее инвесторы заключали с такими компаниями соглашения о совместной деятельности или создавали совместные предприятия. При этом у инвесторов при реализации соглашений о совместной деятельности зачастую возникают сложности, так как налоговые органы не рассматривают такие соглашения в качестве необходимого правового основания для раздела добытой продукции между участниками. Поэтому в последние годы инвесторы все больше отдают предпочтение соглашениям о разделе продукции, заключаемым с государством. Это связано со значительными льготами и преимуществами, законодательно предоставленными компаниям, выбирающим такую форму недропользования. Договорной режим позволяет инвестору построить свои отношения с государством на равных началах, путем урегулирования всех особенностей планируемой деятельности на уровне договора.
– Насколько инвесторы, занимающиеся разработкой месторождений, защищены в случае изменения законодательства об охране окружающей природной среды? Например, в случае введения запрета на использование технологии гидроразрыва пластов, которую применяют при добыче сланцевого газа.
– Если предположить, что в Украине будет введен такой запрет, то он действительно затронет интересы иностранных инвесторов. Несмотря на то что закон “О соглашениях о разделе продукции” содержит стабилизационную оговорку (защищает инвесторов от негативных изменений законодательства после подписания соглашения), она все же не распространяется на законодательные изменения, касающиеся вопросов национальной безопасности и обороны, обеспечения общественного порядка, охраны окружающей среды. Можно предположить, что в случае запрета технологии гидроразрыва это будет квалифицировано как внесение изменений в законодательство в сфере охраны окружающей среды, и в таком случае инвестор не будет защищен стабилизационной оговоркой. Если это произойдет, инвесторы попытаются защитить свои права с помощью инвестиционного арбитража, где потребуют компенсации понесенных убытков или недополученной прибыли. Впрочем, такой сценарий на сегодняшний день маловероятен, поскольку правительство взяло курс на обеспечение энергетической независимости государства. Важно также, что условия соглашений о разделе продукции дополнительно предусматривают ответственность инвестора за последствия наступления рисков, связанных с его деятельностью.
– Нынешнее украинское законодательство в сфере недропользования и энергетики можно назвать лояльным по отношению к инвесторам?
– Законодательство, регулирующее соглашения о разделе продукции, считается одним из наиболее лояльных для инвесторов в сфере недропользования, а “зеленый” тариф весьма привлекателен экономически. Однако, несмотря на существование “зеленого” тарифа, украинское законодательство содержит условие о местной составляющей, что тормозит реализацию многих проектов.
В ближайшее время можно ожидать принятия нового кодекса о недрах, который, помимо прочего, призван существенно либерализировать порядок распоряжения правами на пользование недрами.
– 24 октября парламент принял закон “Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины”. Как предложенные механизмы повлияют на деятельность участников рынка?
– В случае подписания президентом этого закона кардинально изменятся правила игры на рынке электроэнергии. К тому же его принятие было одним из условий членства Украины в Европейском энергетическом сообществе. В рамках существующей модели весь объем электроэнергии продается и покупается через оптовый рынок электроэнергии, то есть действует механизм “одного покупателя”. Закон “Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины” предусматривает ликвидацию оптового рынка и либерализацию модели, в рамках которой покупатель сможет самостоятельно выбирать продавца/поставщика электроэнергии. В частности, закон предусматривает следующие ключевые составляющие: рынок двусторонних договоров; рынок “на сутки вперед”; балансирующий рынок; рынок вспомогательных услуг; розничный рынок электроэнергии. Закон предусматривает переходной период, поэтому новые принципы работы начнут применяться в полной мере с 1 июля 2017 года.
– Повлияет ли этот закон на деятельность производителей электроэнергии, реализующих ее по “зеленому” тарифу?
– Несмотря на полномасштабную реформу рынка электроэнергии, влияние закона на данную категорию производителей не будет существенным, так как сохраняются гарантии государства на покупку электроэнергии по “зеленому” тарифу, которые сейчас закреплены в законе “Об электроэнергетике”. Новые правила предусматривают, что после ликвидации оптового рынка произведенная из альтернативных источников электроэнергия, не проданная по двусторонним договорам на свободном рынке, будет покупаться гарантированным покупателем. Им станет правопреемник государственного предприятия “Энергорынок”, который будет ее продавать на рынке “на сутки вперед”. Для компенсации затрат гарантированного покупателя на оплату “зеленого” тарифа будет создан фонд урегулирования стоимостного дисбаланса. Основные отчисления в него будут совершать производители атомной и гидроэнергии.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…