Расходы — к досмотру! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №20 (647) » Расходы — к досмотру!

Расходы — к досмотру!

Уже не первый год на Украине обсуждаются вопросы модернизации регулирования государственной службы. Пока что наиболее реальным представляется существенное усиление контрольных функций государства в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и, возможно, принятия кодекса этики госслужащих. Соответствующие законопроекты были подготовлены членами Комитета Верховного Совета Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией совместно с народным депутатом Украины Сергеем Власенко и в конце апреля рекомендованы к принятию в первом чтении.

Меры финконтроля

Безусловно, в свете периодически возникающих громких коррупционных скандалов введение адекватных мер контроля, прежде всего за расходами лиц, уполномоченных на выполнение функций государства — начиная от Президента Украины и заканчивая директорами госпредприятий (включительно с министрами, народными депутатами, депутатами местных советов, прокурорами, судьями и т.д.), кандидатами на эти должности и лицами ранее их занимавшими, а также членами их семей и даже в отдельных случаях близкими родственниками, представляется более чем оправданным.

Государственный финансовый конт­роль за публичной службой (осуществлять который, наряду с налоговыми органами, предлагается поручить специально созданному центральному органу исполнительной власти со специальным статусом) определяется как функция, в соответствии с которой органы госвласти устанавливают соответствие расходов лиц, уполномоченных на выполнение функции государства, членов их семьи и близких родственников, полученным доходам и другим финансовым интересам, проверяют правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), обнаруживают и предотвращают возникновение финансовых конфликтов интересов, фактов незаконного получения благ указанными лицами.

В наиболее общем виде нововведение заключается в том, что, помимо заполнения уже знакомых деклараций о доходах и имущественном состоянии, также будет необходимо декларировать расходы и все сделки, совершенные в отчетном периоде, на основании которых у лица возникает или прекращается право собствен­нос­ти, владения или пользования, в том числе ­общей ­собственности, на недвижимое или ­движимое имущество, невещественные и другие активы, а также возникают финансовые обязательства. Такие сведения следует указывать только в случае, если их размер превышает десять месячных прожиточных минимумов (ныне эта сумма приблизительно соответствует 1 тыс. дол. США). За «манипуляции» с декларациями предусмот­рена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет).

Интересно, что достаточно много положений законопроекта имеют общий предмет правового регулирования с Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», вступление которого в законную силу неоднократно откладывалось. При этом подходы, предложенные в законопроекте, подчас противоречат нормам упомянутого закона, как, впрочем, и действующему ныне антикоррупционному законодательству. Поддержка Комитетом этого законопроекта может свидетельствовать о том, что перспективы вступления в силу антикоррупционных законов представляются довольно туманными. И значительно проще ввести контроль за публичными служащими путем принятия специального закона.

Этическая унификация

Второй из рекомендованных Коми­тетом законопроектов («О правилах профессиональной этики на публичной службе и предотвращении конфликта интересов») направлен на исключение влияния личных (частных) интересов публичных служащих на принятие решений или совершение действий в процессе их служебной деятельности, то есть на устранение причин и условий, приводящих к совершению коррупционных деяний и преступлений в сфере служебной деятельности. Считая подобные коррупционные действия служебных лиц нарушением моральных норм, авторы законопроекта обосновывают необходимость их регулирования именно в кодексе этики (устанавливаются 7 принципов профессиональной этики), как это принято во многих зарубежных государствах. Значительное внимание уделяется урегулированию конфликта интересов как основе борьбы с коррупцией.

При этом предлагается очень широкий перечень лиц, на которых распространяется действие этического кодекса. Это, в том числе, и члены правительства, профессиональные судьи, члены ЦИК, должностные лица местного самоуправления, вплоть до депутатов сельских советов, но, отметим, за исключением Президента и народных депутатов Украины. Для всех перечисленных категорий предлагается установить унифицированные правила, без учета их специфического статуса, установленного специальными законами. Сам подход представляется достаточно обоснованным, но, очевидно, что единообразно разрешать конфликты интересов в деятельности столь различающихся по статусу субъектов, а тем более, одинаково привлекать их к дисциплинарной ответственности попросту невозможно без соответствующего корректирования специализированного законодательства, а то и Конституции Украины, чего законопроектом, конечно же, не предусмотрено.

Опыт США

В Соединенных Штатах Америки регулирование вопросов надлежащего поведения государственных служащих вышло за рамки этического императива в его классическом понимании, правила этики госслужащих получили нормативное закрепление и соответствующий уровень обязательности, подкрепленный системой государственного контроля. А «Нормы этического поведения служащих органов исполнительной ветви власти» стали настольной книгой каждого государственного служащего в США, ведь цена ошибки может быль слишком высокой. Речь в «Нормах…» идет лишь об основных понятиях, имеющих отношение к этим нормам, которые так и называются — «этические правила», в наиболее обобщенном варианте таких правил — 14. В них даются ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, и приводятся примеры типичных ситуаций, с которыми сталкиваются служащие. В то же время не ставится задача разъяснять каждое конкретное правило поведения или описывать нестандартные обстоятельства — решить нестандартную ситуацию поможет консультант по вопросам этики.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Присоединение к апелляционной жалобе

Государственная практика

ГеНелогическое дерево

Чрезвычайная коллегия

Деловая практика

Линия защиты НДС

Законодательная практика

Расходы — к досмотру!

Комментарии и аналитика

Имею право, но без права

Неделя права

Поторопитесь-ка

Преимущества арбитража

Выдача разрешений упорядочена

Просим подсобить

Кузница судебных кадров

Новости делового мира

О замене акта на земельный участок

О надзоре за регистрацией акционеров

О получении выписки из Реестра

Новости законотворчества

Повестки будут вручать непосредственно в суде

Изменения в администрировании НДС

Расширение права на конституционное представление

Новости из зала суда

Суд вернул мусульманам землю для мечети

Новых обстоятельств по иску Олега Бачуна суд не нашел

Игорю Зваричу отказали в удовлетворении апелляционной жалобы

Новости из-за рубежа

Nokia обвиняет Apple в нарушении патентов

Пенсионеры помогут молодым следователям

Частные Wi-Fi сети «запаролят»

Новости профессии

Парламент прекратил работу Временной спецкомиссии по подготовке концепции судебно-правовой реформы

КСУ рассмотрит дело о конституционности антикоррупционного пакета

Минюст обновил состав коллегии

Сергей Демченко опять не уволен с должности судьи ВХСУ

Новости юридических фирм

Сергей Сулимский возглавил департамент корпоративного права Clifford Chance

Integrites — советник агрокомбината «Калита»

ЮФ ILF завершила совместный проект с домом ребенка

Под куполом

Прописались в комитетах

Реестр событий

Оформившиеся КДКА

Вынь да положь

Резонанс

Пиратству — бой, а юрисдикции — буй

Служебная лестница

Избрания

Слушается в суде

Судебная палата по административным делам Верховного Суда Украины по исключительным обстоятельствам рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Невиновный соответчик

Судебные решения

О нюансах привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию вследствие использования торговых марок

Тема номера

Исчерпание прав на товарные знаки

Частная практика

Главное — в деталях

Юридический форум

Выгода за чужой счет

Інші новини

PRAVO.UA