Уже не первый год на Украине обсуждаются вопросы модернизации регулирования государственной службы. Пока что наиболее реальным представляется существенное усиление контрольных функций государства в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и, возможно, принятия кодекса этики госслужащих. Соответствующие законопроекты были подготовлены членами Комитета Верховного Совета Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией совместно с народным депутатом Украины Сергеем Власенко и в конце апреля рекомендованы к принятию в первом чтении.
Безусловно, в свете периодически возникающих громких коррупционных скандалов введение адекватных мер контроля, прежде всего за расходами лиц, уполномоченных на выполнение функций государства — начиная от Президента Украины и заканчивая директорами госпредприятий (включительно с министрами, народными депутатами, депутатами местных советов, прокурорами, судьями и т.д.), кандидатами на эти должности и лицами ранее их занимавшими, а также членами их семей и даже в отдельных случаях близкими родственниками, представляется более чем оправданным.
Государственный финансовый контроль за публичной службой (осуществлять который, наряду с налоговыми органами, предлагается поручить специально созданному центральному органу исполнительной власти со специальным статусом) определяется как функция, в соответствии с которой органы госвласти устанавливают соответствие расходов лиц, уполномоченных на выполнение функции государства, членов их семьи и близких родственников, полученным доходам и другим финансовым интересам, проверяют правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), обнаруживают и предотвращают возникновение финансовых конфликтов интересов, фактов незаконного получения благ указанными лицами.
В наиболее общем виде нововведение заключается в том, что, помимо заполнения уже знакомых деклараций о доходах и имущественном состоянии, также будет необходимо декларировать расходы и все сделки, совершенные в отчетном периоде, на основании которых у лица возникает или прекращается право собственности, владения или пользования, в том числе общей собственности, на недвижимое или движимое имущество, невещественные и другие активы, а также возникают финансовые обязательства. Такие сведения следует указывать только в случае, если их размер превышает десять месячных прожиточных минимумов (ныне эта сумма приблизительно соответствует 1 тыс. дол. США). За «манипуляции» с декларациями предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет).
Интересно, что достаточно много положений законопроекта имеют общий предмет правового регулирования с Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», вступление которого в законную силу неоднократно откладывалось. При этом подходы, предложенные в законопроекте, подчас противоречат нормам упомянутого закона, как, впрочем, и действующему ныне антикоррупционному законодательству. Поддержка Комитетом этого законопроекта может свидетельствовать о том, что перспективы вступления в силу антикоррупционных законов представляются довольно туманными. И значительно проще ввести контроль за публичными служащими путем принятия специального закона.
Второй из рекомендованных Комитетом законопроектов («О правилах профессиональной этики на публичной службе и предотвращении конфликта интересов») направлен на исключение влияния личных (частных) интересов публичных служащих на принятие решений или совершение действий в процессе их служебной деятельности, то есть на устранение причин и условий, приводящих к совершению коррупционных деяний и преступлений в сфере служебной деятельности. Считая подобные коррупционные действия служебных лиц нарушением моральных норм, авторы законопроекта обосновывают необходимость их регулирования именно в кодексе этики (устанавливаются 7 принципов профессиональной этики), как это принято во многих зарубежных государствах. Значительное внимание уделяется урегулированию конфликта интересов как основе борьбы с коррупцией.
При этом предлагается очень широкий перечень лиц, на которых распространяется действие этического кодекса. Это, в том числе, и члены правительства, профессиональные судьи, члены ЦИК, должностные лица местного самоуправления, вплоть до депутатов сельских советов, но, отметим, за исключением Президента и народных депутатов Украины. Для всех перечисленных категорий предлагается установить унифицированные правила, без учета их специфического статуса, установленного специальными законами. Сам подход представляется достаточно обоснованным, но, очевидно, что единообразно разрешать конфликты интересов в деятельности столь различающихся по статусу субъектов, а тем более, одинаково привлекать их к дисциплинарной ответственности попросту невозможно без соответствующего корректирования специализированного законодательства, а то и Конституции Украины, чего законопроектом, конечно же, не предусмотрено.
В Соединенных Штатах Америки регулирование вопросов надлежащего поведения государственных служащих вышло за рамки этического императива в его классическом понимании, правила этики госслужащих получили нормативное закрепление и соответствующий уровень обязательности, подкрепленный системой государственного контроля. А «Нормы этического поведения служащих органов исполнительной ветви власти» стали настольной книгой каждого государственного служащего в США, ведь цена ошибки может быль слишком высокой. Речь в «Нормах…» идет лишь об основных понятиях, имеющих отношение к этим нормам, которые так и называются — «этические правила», в наиболее обобщенном варианте таких правил — 14. В них даются ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, и приводятся примеры типичных ситуаций, с которыми сталкиваются служащие. В то же время не ставится задача разъяснять каждое конкретное правило поведения или описывать нестандартные обстоятельства — решить нестандартную ситуацию поможет консультант по вопросам этики.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…