Впервые к проблеме возмещения ущерба, причиненного участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Конституционный суд Российской Федерации обратился более четырнадцати лет назад, в декабре 1997 года, признав экстраординарным характер катастрофы. Это означало установление особого характера отношений между ликвидаторами-чернобыльцами и государством. Далее, по мнению «конституционных судей», вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся ко вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его как можно более полному по объему возмещению (постановления Конституционного суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18‑П и от 19 июня 2002 года № 11-П).
При этом федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование, которым определяются правила возмещения вреда, причиненного воздействием радиации в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, как подчеркивает КС России, связан конституционными принципами справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из них равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, а также обязан учитывать, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в данной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П и от 10 ноября 2009 года № 17-П).
В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению указанного вреда Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, а инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы было гарантировано возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка (или соответствующей его части) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности. Совершенствуя эту систему и внося изменения в условия и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, уточняя критерии его дифференциации или адресности, законодатель не вправе допускать уменьшения ранее назначенного объема возмещения вреда (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П).
Однако, как это зачастую и бывает, в правоприменительной практике возникли различные толкования права на возмещение вреда в виде ежемесячных выплат в сумме из расчета среднего заработка с учетом степени утраты чернобыльцами профессиональной трудоспособности. Конституционному суду, уже посредством разрешения индивидуальных конституционных жалоб, пришлось неоднократно вмешиваться в «чернобыльские вопросы», чаще всего в контексте законодательных изменений 2001 года.
Так, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции федеральных законов от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ и от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части 1 статьи 14 или пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; в случае если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты.
Положения этой статьи как минимум трижды были предметом рассмотрения КС РФ, и в каждом случае Суд приходил к заключению, что они не противоречат Конституции, «поскольку содержащиеся в них положения — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности)».
Более того, правовая позиция, изложенная Конституционным судом Российской Федерации в постановлении № 18-П, 1997 года, в полной мере была распространена на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые проходили службу в зоне отчуждения и были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, то есть за лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на равных условиях с военнослужащими было признано право на возмещение вреда здоровью, а следовательно, и право на получение после 15 февраля 2001 года как не полученных ранее денежных сумм, исчисленных из денежного довольствия, так и ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
И хотя правовые позиции, сформулированные КС РФ, являются обязательными, и не допускается иное толкование законодательных норм, число индивидуальных жалоб в КС исчисляется сотнями, и приблизительно раз в год Суд «напоминает» о своей позиции в делах, связанных с установлением выплат чернобыльцам. Так, к примеру, соответствующие решения выносились в ноябре 2009 года, декабре 2010 года и феврале 2011 года — и каждый раз КС РФ находил основания для пересмотра решений судов общей юрисдикции, ограничивающих права «чернобыльцев».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…