Борьба с агрессивным налоговым планированием — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 33 » Ради гласного словца

Ради гласного словца

Борьба с агрессивным налоговым планированием

Положения Директивы ЕС 2018/822 о раскрытии консультантами информации о трансграничных соглашениях предусматривают возможность отказа от ее предоставления, если такая обязанность нарушает их профессиональные права

Всемирная борьба с агрессивным налоговым планированием приводит к имплементации в законы стран норм, конвенций и директив, позволяющих противостоять размытию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base erosion and Profit Shifting, BEPS). И если в 2013 году этот вопрос уже стоял на повестке дня (в данном случае речь идет о плане действий по предотвращению BEPS  (план BEPS), но многие государства не были готовы к имплементации его положений, то уже сегодня большинство стран закрепляют нормы, позволяющие минимизировать возможности для агрессивного налогового планирования.

Очередным таким документом стала Директива ЕС 2018/822 от 25 мая 2018 года о внесении изменений в Директиву 2011/16/ЕС об обязательном автоматическом обмене информацией в сфере налогообложения в отношении отчетных трансграничных соглашений (Директива), которой, в частности, предусмотрена обязанность посредников (включая налоговых консультантов, банки и юристов), а в некоторых случаях — налогоплательщиков сообщать о трансграничных соглашениях в соответствующий налоговый орган государства — члена ЕС. К слову, сегодня все больше стран Европейского союза имплементируют нормы Директивы в национальное законодательство.

Как поясняют Юрий Цветков, советник МЮФ Baker McKenzie, и Татьяна Левковец, юрист МЮФ Baker McKenzie, актуальность Директивы для стран ЕС обусловлена в первую очередь необходимостью противодействовать перемещению базы налогообложения в страны с привлекательным налоговым режимом. Как указано в Директиве, с учетом свободы движения капитала и лиц в пределах внутреннего рынка странам ЕС становится все труднее защищать свою базу налогообложения, что приводит к снижению налоговых поступлений.

Целью Директивы является сбор и обмен информацией о потенциально агрессивных налоговых схемах между налоговыми органами стран ЕС. По мнению Совета ЕС, такие меры будут способствовать борьбе с искусственным смещением центра прибыли и, как следствие, с уклонением от налогообложения.

«Введение правил, аналогичных тем, которые изложены в Директиве, в законодательство Украины позволило бы налоговым органам получить доступ к информации о потенциально агрессивных налоговых схемах «из первых уст», то есть от самого посредника (юриста, консультанта или другого аналогичного лица) либо налогоплательщика, способствовало бы в борьбе с уклонением от налогообложения. Но на данном этапе в Украине не разработаны подобные правила», — комментируют эксперты.

Они поясняют, что положения Директивы уже сейчас могут косвенно затронуть украинских юристов. К примеру, в случае консультирования украинскими юристами резидентов ЕС может возникнуть обязательство раскрыть налоговым органам содержание консультации и/или суть сделки.

«Украинский бизнес, который ведет деятельность в ЕС через представительства или дочерние компании, также может попасть под действие Директивы. Так, дочерние компании — резиденты ЕС могут столкнуться с обязанностью раскрывать информацию о схемах налогового планирования», — обращают внимание Юрий Цветков и Татьяна Левковец.

Очень часто консультированием по вопросам налогового планирования в Украине занимаются целые команды, в которых одну из ключевых ролей играют юристы, имеющие статус адвоката, поэтому в нашей стране вопрос введения отдельной профессии «налоговый консультант» на повестке дня стоит давно, и очевидно, что с принятием Директивы он снова будет реанимирован. Связано это, в первую очередь, с таким понятием, как «адвокатская тайна», которое ввиду действующего профильного закона не позволит раскрывать информацию о соглашениях клиента.

Впрочем, по мнению Юрия Цветкова и Татьяны Левковец, введение в Украине формального определения профессии «налоговый консультант» могло бы стать предпосылкой для отсутствующего в настоящее время государственного регулирования такой деятельности — по аналогии с адвокатской деятельностью. «Наличие права на адвокатскую тайну у налогового консультанта означало бы, что обязанность раскрывать налоговую схему переходила бы по аналогии с правилами Директивы к консультируемому», — рассуждают эксперты.

О европейской практике функционирования института налоговых консультантов рассказывает Наталия Блаживская, судья Верховного Суда, президент Международной фискальной ассоциации в Украине. Она отмечает, что этот институт эффективно функционирует в таких странах, как Германия, Чехия, Польша. «В этих государствах правовой статус налоговых консультантов, как специфических субъектов налоговых отношений, регламентируется на законодательном уровне (как правило, законом о налоговом консультировании). В Украине сейчас отсутствует этот институт, и говорить о его введении в ближайшее время, видимо, преждевременно. Вместе с тем отрицать его введение рано или поздно также не стоит», — подчеркивает г-жа Блаживская.

По ее мнению, необходимость введения данного института может быть обусловлена рядом факторов. Первый фактор — комплексность (сложность для понимания и применения) налогового законодательства, что влечет за собой необходимость обращения налогоплательщика к соответствующим специалистам. Второй фактор — необходимость надлежащего уровня знаний специалиста в сферах права, бухгалтерского и налогового учета, финансов для обеспечения эффективной защиты прав налогоплательщика перед правоприменительными органами (налоговыми органами, судами и т.п.). Еще один фактор, на который обращает внимание г-жа Блаживская, — формирование класса специалистов, которые смогут обеспечить эффективное функционирование механизма «обратной связи» между налогоплательщиком и органами публичной власти. «Именно налоговые консультанты могут на профессиональном уровне способствовать процедурам разработки проектов нормативно-правовых актов или изменений к ним в аспекте модернизации налогового законодательства», — считает судья. При этом, по ее словам, все факторы сегодня присутствуют в Украине, что свидетельствует о перспективе введения института налоговых консультантов, но этот процесс должен быть последовательным и системным.

Возвращаясь к вопросу адвокатской тайны, следует отметить, что положения Директивы предусматривают возможность для государств-членов принять необходимые меры с целью предоставления посредникам права на отказ от раскрытия информации о трансграничных соглашениях, которые подлежат отчетности, в том случае, когда соответствующая обязанность нарушает профессиональные права, гарантируемые национальным законодательством государства-члена. «В этом контексте, безусловно, важным будет четкое разграничение или, наоборот, уравнивание статуса адвоката и налогового консультанта в вопросах, касающихся предоставления или ограничения соответствующих профессиональных привилегий. В данном случае ключевым является тот аспект, что на адвокатов в соответствии с положениями Директивы могут распространяться правовые профессиональные привилегии (legal professional privilege), что дает им возможность не сообщать информацию о трансграничных соглашениях, которые подлежат отчетности, в соответствующие контролирующие органы. То есть национальный институт адвокатской тайны, который предусмотрен Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», вполне попадает под «правовые профессиональные привилегии», — говорит г-жа Блаживская.

В ЕС многие страны в своем национальном законодательстве учли такие возможности. Например, одной из последних имплементировала положения Директивы в национальное законодательство Словения. В соответствии с положениями закона этой страны посредники освобождены от обязанности по отчетности, но с оговоркой, что такое право предоставлено только юристам.

В Испании также посредники освобождаются от обязанности сообщать информацию, если обязательство по предоставлению отчетности нарушает их законные профессиональные привилегии. При этом такое право предоставляется как юристам, так и другим посредникам.

В Польше и Чехии на уровне действующих законов закреплено положение о профессиональной тайне налоговых консультантов. Как рассказывает Наталия Блаживская, обязанность хранить соответствующую информацию в тайне содержится в пункте 9 параграфа 6 Закона Чешской Республики «О налоговых консультационных услугах и Палате налоговых консультантов Чешской Республики».

«Более того, уже есть примеры, когда в порядке имплементации положений Директивы в национальных законопроектах разных стран прямо предусматривалось, что от обязанности по отчетности освобождаются сертифицированные налоговые консультанты и адвокаты. То есть в случае введения института налоговых консультантов в рамках национального законодательства должно быть предусмотрено наличие обязанности соблюдать требования конфиденциальности, а сама информация, полученная в процессе консультирования, должна на нормативном уровне приравниваться к профессиональной тайне», — уверена эксперт.

Таким образом, ввиду европейских тенденций парламентариям и представителям правительства уже сегодня следует задуматься обо всех возможных рисках и проблемах, с которыми может столкнуться бизнес в случае распространения на его деятельность норм Директивы, и системно подойти к вопросу введения профессии «налоговый консультант».

 

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Фирменное начало

Акцент

Личный вес

Государство и юристы

Приглашение на концепт

Тридцать три готовы

Станьте в округ

Зарубежная практика

Склонны вверить

Конспект

На старт, внимание...

Новости

Новости из зала суда

Карта событий

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Неформальные отношения

Уместные особенности

Самое важное

Системные изменения

Учитель, Отец, Человек

Сто попало

Судебная практика

Газ да глаз

Момент запущен

Судебные решения

Раздел имущества супругов не может использоваться участниками гражданского оборота во избежание уплаты долга

Положения статьи 625 Гражданского кодекса Украины распространяются только на договорные отношения

Неподтверждение статуса пенсионера, который по медицинскому заключению нуждается в постороннем уходе, исключает возможность зачисления периода ухода за ним в стаж работы

Тема номера

Возмущение убытков

Держите марку

Системная плата

Служебный роман

Актив класса

Частная практика

Ради гласного словца

Безусловная величина

Інші новини

PRAVO.UA