Работа с законопроектами — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (447) » Работа с законопроектами

Работа с законопроектами

22 мая с.г. Председателем Верховного Совета Украины было утверждено Положение «О порядке работы в Верховном Совете Украины с проектами законов, постановлений и других актов Верховного Совета Украины» (Положение), в связи с чем предыдущее Положение утратило силу.

Порядок регистрации законопроектов

Внесенные законопроекты регистрируются сектором регистрации законопроектов отдела по вопросам планирования и учета прохождения законопроектов Главного организационного управления аппарата Верховного Совета (сектор регистрации законопроектов) в день внесения. Данные о присвоенном проекту регистрационном номере вносятся в Журнал регистрации законопроектов и в базу данных законопроектов электронной компьютерной сети веб-сайта Верховного Совета.

На титульном и следующих листах законопроекта, кроме его названия, должна содержаться информация о: названии органа, в который он вносится; инициаторах внесения; дате регистрации и регистрационном номере законопроекта; дополнениях к законопроекту с указанием количества листов каждого.

К законопроекту прилагаются сопроводительные документы, в которых приводятся следующие сведения: дата и перечень стадий обработки и рассмотрения законопроекта; текст решения Верховного Совета; перечень комитетов, которым поручена работа по подготовке этого документа, с указанием главного комитета; заключения экспертиз относительно законопроекта; о докладчике и об авторах; перечень государственных органов, с которыми согласована его окончательная редакция. Также могут предоставляться и другие документы информационного характера относительно законопроекта.

Если законопроект предусматривает внесение изменений в законы, добавляется сравнительная таблица. В случае влияния законопроекта на расходную и/или доходную часть Государственного или местных бюджетов, к нему прилагают финансово-экономическое обоснование. Документ о согласовании с органами исполнительной или судебной власти при необходимости вносится вместе с законопроектом.

Отметим, что Регламент Верховного Совета предусматривает: законопроектом изменения могут вноситься лишь в текст первичного законодательного акта (закона, кодекса, основ законодательства и т.п.), а не в закон о внесении изменений в этот законодательный акт.

Также, согласно Регламенту, возникшие предложения, поправки, заключения к законопроектам подаются в аппарат парламента, или непосредственно в комитет, или во временную специальную комиссию. Точный круг лиц, которые могут вносить подобные предложения и поправки, не устанавливается.

В принятии на регистрацию законопроекта может быть отказано, если он предоставлен с нарушением установленных Положением и Регламентом требований. То есть процедура регистрации предусматривает, что оформление законопроекта отвечает установленным требованиям. Но одной из причин возврата уже зарегистрированного законопроекта может быть несоответствующее его оформление.

Что касается альтернативного законопроекта, то он может быть внесен не позже чем в 14-дневный срок после дня предоставления народным депутатам Украины первого законопроекта по соответствующему вопросу, а к повторному первому чтению — в 10дневный срок со дня направления на повторное первое чтение законопроекта, относительно которого он является альтернативным. Причем после принятия законопроекта в первом чтении внесение альтернативных законопроектов относительно него не допускается.

Порядок рассмотрения законопроектов

Не позднее чем в 5-дневный срок после регистрации законопроекты предоставляются народным депутатам Украины. Законопроекты предоставляются комитету (комитетам) Верховного Совета, к предмету ведения которого (которых) принадлежит этот вопрос, для предварительного рассмотрения и подготовки заключений относительно включения соответствующего законопроекта в повестку дня сессии.

После включения законопроекта в повестку дня сессии Верховного Совета его подготовка к первому чтению осуществляется профильным комитетом. Он подает свои заключения и предложения относительно альтернативных законопроектов, вынесенных на рассмотрение парламента.

До предварительного рассмотрения законопроекта главный комитет на своем заседании может предложить правительству, министерствам, другим государственным органам, объединениям граждан высказать свое мнение относительно целесообразности его принятия. Было бы правильным утвердить порядок общественного обсуждения законопроектов и предусмотреть, какие проекты подлежат обязательному обсуждению, а какие — нет.

Согласно Положению, законопроек­ты рассматриваются парламентом по процедуре трех чтений, но на практике все ограничивается двумя чтениями. Первое чтение заключается в обсуждении основных принципов, положений, критериев, структуры законопроекта и принятии его за основу. Парламент может принять решение об образовании временной специальной комиссии для подготовки, предварительного рассмотрения и доработки законопроектов. Согласно Регламенту, второе чтение включает в себя постатейное обсуждение и принятие законопроекта во втором чтении. В ходе третьего чтения рассматривается законопроект, который требует доработки и согласования, в целом. Прежний Регламент предусматривал во время третьего чтения редакционные правки и согласование законопроекта. Законопроекты, подготовленные для рассмотрения Верховным Советом во втором и третьем чтениях, предоставляются в виде сравнительных таблиц, которые содержат: текст законопроекта, принятого за основу; все внесенные и не отозванные предложения, поправки с указанием инициаторов их внесения; заключение профильного комитета относительно внесенных предложений; окончательную редакцию статей законопроекта, который предлагается для принятия во втором чтении.

Если для реализации положений представленного законопроекта после его принятия необходимы изменения в другие законы, то изменения излагаются в разделе «Переходные положения» этого законопроекта или в одновременно внесенном отдельном законопроекте. Кроме этого, каждый законопроект должен содержать положение относительно порядка вступления в силу. Необходимость подобной статьи Положения не вызывает сомнений. Подобным путем решаются проблемы согласованности нормативных актов между собой.

Если законопроект признан не требующим доработки и если не поступили замечания относительно его содержания, то он может быть принят (кроме проектов кодексов и законопроектов, которые содержат свыше 100 статей, пунктов) сразу после первого или второго чтения.

Экспертиза

Зарегистрированный и включенный в повестку дня сессии законопроект при подготовке к первому чтению в обязательном порядке направляется для проведения научной экспертизы в Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховного Совета, а при подготовке ко всем следующим чтениям — для проведения юридической экспертизы в Главное юридическое управление Аппарата Верховного Совета, и в редакционное отделение Главного управления документального обеспечения аппарата. Кроме этого, как отмечается в статье 98 Регламента, отдельные законопроекты могут направляться для получения экспертных заключений в Кабинет Министров Украины, соответствующие министерства, другие государственные органы, учреждения и организации, а также отдельным специалистам.

Но заключения экспертиз не являются обязательными, и депутаты при принятии законопроекта не руководствуются ними.

Принятие закона

Текст закона, принятый парламентом не позже чем в 10-дневный срок, оформляется профильным комитетом Верховного Совета, визируется руководителем Главного юридического управления Аппарата Верховного Совета, оформляется в протокольном отделе и подается на подпись Председателю Верховного Совета.

После принятия закона в целом внесение в его текст любых изменений (кроме исправления грамматических или технических ошибок) допускается лишь по предложению председателя Верховного Совета. Подписанный спикером текст закона передается Президенту Украины, а от него подписанные законы Украины возвращаются в парламент.

Если Президент вернул принятый Верховным Советом закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями к нему, то возвращенный закон рассматривается вне очереди на пленарном заседании парламента, не позже чем через 30 дней после его возвращения с предложениями Президента, если Верховным Советом не принято другое решение. Что важно, в старом Регламенте и Положении подобные сроки не были предусмотрены, и это приводило к тому, что законопроекты на многие годы «терялись» между парламентом и Президентом. Так случилось с законопроектом «О законах и законодательной деятельности», который был зарегистрирован парламентом 6 ноября 1997 года, неоднократно рассматривался Верховным Советом, но после возвращения с предложениями Президента так до сих пор и не принят.

Если задаться целью найти отличия между разделом IV Регламента Верховного Совета Украины и данным Положением, то… вряд ли это удастся. С другой стороны, это редкий случай, когда два нормативных акта не противоречат друг другу.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Нешуточная» встреча в Одессе

Первая дисциплинарная санкция ВККС

Деловая практика

Арендно-патентные отношения и их последствия

Законодательная практика

Работа с законопроектами

Комментарии и аналитика

Давний долг платежом красен...

Вопросы договорного права Украины

Неделя права

Кузница судейских кадров

Адвокатура — судоустройство?!

Уже наелись…

Защита независимости судей

Журналистская этика и право

Реестр событий

Демократию закрыли от СМИ!

Отказать ввиду неподсудности!

ВСЮ проинформирует парламент

Обеспечения исков не будет!

Судебная практика

Ответственность авиаперевозчиков

Не забудьте сделать заявление!

Судебные решения

Об аспектах пользования жилым помещением

Дело «Конюхов против Украины»Страсбург, 17 января 2006 года

Дело «Агротехсервис против Украины»Решение от 5 июля 2005 года

О процессе при рассмотрении споров о защите прав потребителей

Тема номера

Под крышей дома моего…

Защита имущественных прав

Трибуна

Быть ли спортивному праву на Украине?

Частная практика

Золотая середина: уже не юрист, еще не партнер?

Юридический форум

В честь годовщины

Інші новини

PRAVO.UA