Рабочий плен — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (947) » Рабочий плен

Рабочий плен

2 февраля с.г. в соответствии со статьей 83 Конституции Украины и календарным планом деятельности Верховного Совета Украины начала работу очередная, четвертая по счету, парламентская сессия VIII созыва. Нынешний законодательный сезон может стать довольно продолжительным, по крайней мере, судя по предыдущему (II сессии), который продлился почти семь месяцев: с 3 февраля по 31 августа 2015 года. Правда, начало этого парламентского марафона пока что не внушает особого оптимизма. Зловещее словосочетание «политический кризис», озвученное спикером с парламентской трибуны, как дамоклов меч, зависло над реализацией многих реформенных начинаний, в том числе и в правовой сфере, от которых напрямую будет зависеть не только процесс качественного улучшения работы судебной системы и смежных правовых институтов, но и более глобальный вопрос — оказание Украине международной, в частности финансовой, помощи.

Хочется верить, что народным депутатам все же удастся договориться и они найдут политический компромисс, причем не в ущерб качеству законодательных инициатив. Список последних у парламентариев более чем внушительный. Судя по рабочему плану — постановлению о повестке дня четвертой сессии Верховного Совета VIII созыва (проект № 3855), которое удалось принять за основу и в целом только после проведения 14 (!) тура голосования, народным депутатам придется работать в режиме законодательного нон-стопа: в ближайшие полгода они планируют рассмотреть почти 2 тысячи законопроектов, из них порядка 50 — приоритетных, инициированных правительством и главой государства.

Если говорить об усовершенствовании судебной системы и смежных правовых институтов, то экспертное обсуждение соответствующих законодательных инициатив в основном будет сконцентрировано в двух профильных комитетах — «правоохранительном» (по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности) и «правовом» (по вопросам правовой политики и правосудия). Среди прочего, предметами анализа последнего должны стать семь президентских законопроектов, из них три посвящены конституционной тематике. В первую очередь речь идет о «продукте» нормотворческой деятельности Конституционной комиссии — доработанной версии проекта «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» № 3524, которая была предварительно одобрена парламентариями в последний день работы ІІІ сессии — 2 февраля с.г. Также парламенту предстоит выполнить законодательный «долг»: решить вопрос относительно конституционных изменений в части децентрализации власти № 2217а, рассмотрение которых на нынешней сессии Верховного Совета было бы невозможным, если бы народные депутаты не внесли изменение в свой регламентных закон (статью 149), направив алгоритм прохождения конституционных проектов в новое законодательное русло.

Вместе с тем законодатели должны определиться с дальнейшей судьбой проекта Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов и судей)» (№ 1776). Напомним, этот законопроект главой государства был внесен на рассмотрение парламента еще в январе 2015 года, а уже в феврале он был включен в повестку дня II сессии и направлен на «ревизию» в Конституционный Суд Украины (КСУ). Несмотря на то что «вердикт» последнего оказался положительным (законопроект признан соответствующим требованиям статей 157 и 158 Основного Закона), в своем заключении от 16 июня 2015 года КСУ сделал ряд принципиальных замечаний к положениям законопроекта в части неприкосновенности судей. Согласно предписаниям регламента парламента, в случае наличия у КСУ замечаний законодатели должны были решить вопрос о дальнейшей работе над проектом. Что они и сделали, приняв 14 июля прошлого года соответствующее постановление, в котором была определена процедура доработки законопроекта. Позже выяснилось, что в установленные сроки предложения и поправки к тексту проекта не поступили, следовательно, дальнейшая работа над этим документом «зависла» в воздухе. Ситуацию осложнило и то, что 25 ноября прошлого года в парламенте был зарегистрирован упомянутый выше проект № 3524, которым, наряду с комплексным реформированием сферы правосудия и смежных институтов предлагается внести изменения в положения Конституции Украины, которые касаются вопросов судейского иммунитета. Поскольку, согласно части 2 статьи 158 Основного Закона, парламент в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины, параллельное «прохождение» двух конституционных законопроектов — локального (№ 1776) и комплексного (№ 3524) — вещи несов­местимые.

Помимо «конституционных» законопроектов, парламент должен рассмотреть и другие законодательные инициативы главы государства, направленные на реформирование сферы правосудия. Во-первых, народным депутатам нужно завершить работу над проектами «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (№ 2506а) и «Об исполнительном производстве» (№ 2507а), рассмотрев их во втором чтении. Во-вторых, проанализировать два «свежих» законодательных продукта — проекты «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» (№ 3768) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронного приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» (№ 3769), подробно о них «ЮП» писала в номере № 5 от 2 февраля с.г. в статье «Приручение электроники». К слову, приступить к рассмотрению последних двух инициатив профильный правовой комитет рассчитывает уже на ближайшем заседании, проведение которого запланировано на 17 февраля с.г.

Принимая во внимание, что процесс реформирования процессуального законодательства только стартовал, можно смело прогнозировать, что на рассмотрение парламента поступит еще не одна тематическая законодательная инициатива со статусом «приоритетной», не говоря уже о «рядовых» проектах, инициированных народными депутатами.

Если вести речь о правоохранительной системе, то она не так избалована вниманием главного «законодателя моды» в отечественном нормотворчестве (главы государства), как сфера правосудия. Но и по этой проблематике фронт работы парламентариев будет внушительным. Главное и самое популярное направление — это коррекция норм Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины. Законодателям предстоит р­ешить как локальные проб­лемы (например, усовершенствовать алгоритм применения мер пресечения в отношении лиц, которые подозреваются/обвиняются в совершении отдельных преступлений, рассмотрев более десяти инициатив на заданную тему), так и комплексные: в частности, принять проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения уголовных проступков» (№ 2897), инициированный группой народных депутатов во главе с председателем профильного «правоохранительного» комитета Андреем Кожемякиным. Напомним: введение этого института предусмотрено новым УПК Украины. Реализация соответствующих предписаний заключительных положений Кодекса — это очередной шаг в гуманизации уголовного права, призванный не только решить проб­лему оперативности рассмотрения уголовных производств, но и снизить нагрузку на следствие.

Также народным депутатам предстоит существенно откорректировать и уголовно-исполнительное законодательство, улучшив обеспечение соблюдения прав осужденных и приведя отечественные нормы в соответствие с международными стандартами. Среди прочего, во втором чтении Верховный Совет должен рассмотреть проекты: «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины (относительно гуманизации порядка и условий исполнения наказаний)» № 2252а, «О внесении изменений в статью 93 Уголовно-исполнительного кодекса Украины (относительно усовершенствования гарантий права осужденных на отбывание наказания по месту жительства до осуждения или месту жительства родственников)» № 2253а, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования доступа к правосудию лиц, содержащихся в учреждениях предварительного заключения и исполнения наказаний)» № 2255а.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Переизбрать нельзя работать

Акцент

Послушный список

В фокусе: банки

Банковский клад

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается принять новый закон о детском питании

Государство и юристы

Корректировка к стоимости

Возвратная помощь

Рабочий плен

Государство и юристы

Новости законотворчества

Дерегуляционный закон изменит УК Украины

Перечень документов о праве на недвижимость могут расширить

Государство и юристы

Подиум для народа

Корпоративные волны

Залоговое планирование

Документы и аналитика

Объективное сомнение

Неделя права

Дисциплина судей

Общие выводы

Состязательный эксцесс

Исправительные работы

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании повышенный спрос на юристов

Гонорары американских юристов растут

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отказался снимать арест с имущества НСК «Олимпийский»

ВАСУ отменил представление ВСЮ об увольнении В. Литвинова

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko представила интересы украинских химпроизводителей

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «Микоген-Украина»

Юристы «КПМГ-Украина» приняли участие в подготовке отчета Doing Business 2016

Отрасли практики

Торг-техника

Забирать марки

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Оценивание на старте

Самое важное

Активация защиты

Состояние дел

Судебная практика

Судебные решения

Вопросы прекращения поручительства при наличии судебного решения о взыскании с поручителя задолженности по кредитному договору

О нюансах освобождения управляющего санацией от исполнения обязанностей

На споры относительно найма жилого помещения распространяются нормы гражданского законодательства об исковой давности

Судебная практика

Банковская связь

Судебная практика

Судебные решения

Третейские суды не вправе рассматривать споры, вытекающие из договоров потребительского кредита

Судебная практика

Отозвать рецензию

Тайна собрания

Суперкворум

Основания не определены

Тема номера

Затаможенная реакция

Таможенный воз

Частная практика

Тренд-менеджмент

Санкционный case study

Третий лишний

Юридический форум

Отдать задолженное

Інші новини

PRAVO.UA