Рабочий клад — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (921) » Рабочий клад

Рабочий клад

К соглашению о выплате вознаграждения за выполнение трудовой функции не применяются положения о сделке Гражданского кодекса Украины

Установление значительной компенсации, так называемого золотого парашюта, руководству компаний за досрочное освобождение от должности — мировая практика. В частности, она активно применяется украинскими банками. Правда, выплатив значительную сумму вознаграждения по контракту, банк решил обжаловать договор, ссылаясь на его несоответствие требованиям Гражданского кодекса (ГК) Украины. Впрочем, Верховный Суд Украины, принимая в этом споре окончательное решение, указал, что главное — соответствие условий такого договора трудовому праву.

В июне 2014 года банк обратился в суд с иском о признании недействительным договора о выплате вознаграждения от 12 июля 2013 года (договор), заключенный от имени банка председателем наблюдательного совета — гр-ном А. с гр-ном Б., занимающим должность председателя правления этого банка. Договор заключен в день, когда решением наблюдательного совета банка было удовлетворено заявление гр-на Б. от 11 июля 2013 года об освобождении от должности председателя правления по соглашению сторон на основании пункта 1 части 1 статьи 36 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. При этом наблюдательный совет принял решение, изложенное в протоколе, о выплате гр-ну Б. вознаграждения при увольнении за период его работы с 1 января 2007 года по 31 декабря 2012 года в размере 2 млн грн за каждый год работы, всего 12 млн грн. При этом, согласно договору, 5 648 405,89 грн полагалось выплатить в день увольнения, а 6 351 594,11 грн — по первому требованию гр-на Б.

Спустя почти год банк обратился в суд с настоящим иском к гр-ну А. и гр-ну  Б., ссылаясь на то, что договор противоречит нормам действующего законодательства, поскольку заключен лицом, не имевшим достаточного объема гражданской дееспособности для его совершения, под влиянием заблуждения и обмана, в связи с чем безосновательны искусственно созданные обязательства истца перед гр-ном Б. С встречным иском к банку и гр-ну Б. о признании договора недействительным обратился в суд также гр-н А., указав, что оспариваемый договор заключен под влиянием обмана, а поскольку он лично выплатил гр-ну Б. из собственных средств 12 млн грн во исполнение этого договора, просил на основании статьи 230 ГК Украины взыскать с соответчиков причиненный вред в двойном размере — 24 млн грн.

Решением Печерского районного суда г. Киева от 11 июля 2014 года исковые требования банка удовлетворены полностью, а исковые требования гр-на А. — частично: взыскано с гр-на Б. в его пользу 12 млн грн. Апелляционный суд г. Киева решением от 23 октября 2014 года в удовлетворении всех исковых требований отказал. Суд исходил из того, что банк не предоставил доказательств в подтверждение факта заключения договора от 12 июля 2013 года под влиянием заблуждения, а отсутствие в трудовом контракте или других соглашениях ссылок о выплате гр-ну Б. денежного вознаграждения за исполнение обязанностей председателя правления банка не может служить основанием для признания сделки недействительной в понимании нормы статьи 215 ГК Украины, поскольку в соответствии с положениями части 4 статьи 62 Закона Украины «Об акционерных обществах» должностным лицам органов акционерного общества выплачивается вознаграждение только на условиях, предусмотренных гражданско-правовым или трудовым договором (контрактом), заключенным с ними.

Определением Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) от 4 февраля 2015 года решение Апелляционного суда г. Киева от 23 октября 2014 года в части отказа в удовлетворении иска банка отменено, в этой части оставлено в силе решение Печерского районного суда г. Киева от 11 июля 2014 года. ВССУ согласился с его выводом, что при принятии решения о выплате вознаграждения гр-ну Б. наблюдательный совет банка нарушил требования Закона Украины «Об акционерных обществах» и Закона Украины «Об оплате труда», поскольку трудовым контрактом выплата такого вознаграждения не предусматривалась.

Гр-н Б. обратился с заявлением о пересмотре определения ВССУ Верховным Судом Украины (с оставлением в силе решения суда апелляционной инстанции), указав на неодинаковое применение судом кассационной инстанции норм статей 203, 215 ГК Украины.

Что касается настоящего дела, ВСУ отметил, что часть 2 статьи 3 КЗоТ Украины дает работодателям право регулировать трудовые отношения их уставами, положениями, но запрещает им устанавливать в своих внутренних нормативных актах условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, в том числе по оплате труда отдельных категорий работников (статья 9 КЗоТ Украины). Аналогичные гарантии предусмотрены в статье 22 Закона «Об оплате труда». При этом в части 1 статьи 91 КЗоТ Украины говорится о праве установления дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот для работников.

ВСУ обратил внимание, что часть 5 статьи 58 Закона Украины «Об акционерных обществах» предусматривает, что права и обязанности членов исполнительного органа акционерного общества определяются настоящим Законом, другими актами законодательства, уставом общества и/или положением об исполнительном органе общества, а также контрактом, заключаемым с каждым членом исполнительного органа. От имени общества договор подписывает председатель наблюдательного совета или лицо, уполномоченное на такое подписание наблюдательным советом. А вопросы избрания и прекращения полномочий председателя и членов исполнительного органа, установления размера их вознаграждения (согласно пунктам 8, 9 части 2 статьи 52 этого Закона) относятся к исключительной компетенции наблюдательного совета. Пунктом 7 статьи 39 Закона «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что к компетенции наблюдательного совета банка относится утверждение условий оплаты труда и материального стимулирования членов правления банка.

Пунктом 4.3 Положения о правлении банка предусмотрено, что права и обязанности, срок полномочий, ответственность и оплата труда председателя правления определяются Законом «Об акционерных обществах», иными нормативными актами, уставом, этим положением и трудовым договором, заключаемым с председателем правления. При этом, согласно положениям частей 2, 3 статьи 2 Закона «Об оплате труда», вознаграждение за труд сверхустановленных норм, в частности доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты и прочее, является дополнительной заработной платой и, как и другие компенсационные выплаты, не предусмотрено актами действующего законодательства или осуществляется сверх установленных указанными актами норм.

Анализ положений статей 9, 91, 44 КЗоТ Украины и других законодательных норм (статей 58, 62 Закона «Об акционерных обществах», статьи 39 Закона «О банках и банковской деятельности») позволил ВСУ сделать вывод, что установление предприятием, учреждением, организацией в пределах своих полномочий и за счет собственных средств в трудовых договорах или других соглашениях дополнительных, по сравнению с законодательством, трудовых или социально-бытовых льгот для работников, то есть улучшение их положения, не может быть поводом для признания таких условий недействительными.

Кроме того, ВСУ отметил следующее: поскольку, согласно статье 21 КЗоТ Украины, предметом трудового договора (контракта) является труд (трудовая функция) лица, который представляет собой объект именно трудовых правоотношений, в полной мере урегулированных трудовым законодательством (в частности, статьями 3, 7, 9, 91, 44 КЗоТ Украины), положения ГК Украины относительно условий действительности сделки и правовых последствий недействительности сделки не подлежат применению для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с заключением трудового договора (контракта).

По мнению ВСУ, установив наличие между сторонами договора трудовых правоотношений и факт заключения этого договора именно в связи с существованием трудовых правоотношений, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что заключенный договор не является сделкой в понимании статьи 202 ГК Украины и не может быть признан недействительным на предусмотренных ГК Украины основаниях с применением последствий недействительности сделки. Поскольку суд кассационной инстанции ошибочно отменил законное решение апелляционного суда, в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 3604 Гражданского процессуального кодекса Украины ВСУ постановил: определение ВССУ от 4 февраля 2015 года отменить, оставив в силе решение Апелляционного суда г. Киева от 23 октября 2014 года.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Обязать к присутствию

Акцент

Отставка налогов

В фокусе: ВСЮ

ВСЮ с началом

Государство и юристы

Доказательная фаза

Изменения на юрлицо

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утвержден Порядок выплаты денежной помощи призванным на срочную военную службу

Предлагается ввести полную материальную ответственность для владельцев банков

Изменяется порядок отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы

Государство и юристы

Несущая инструкция

Документы и аналитика

Потребительское подведение

Практическое примирение

Льготные сословия

Неделя права

Суд да деньги

Помощь в цифрах

Оценочный подход

Прокурорские сферы

Неделя права

Новости из-за рубежа

Футболист отсудил у клуба компенсацию за приостановление контракта по причине его болезни

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ не признал противоправным бездействие Президента относительно невведения военного положения

Суд обязал правительство привести в соответствие с законодательством размер оклада работников аппарата суда

Новости юридических фирм

Частная практика

Baker & McKenzie — советник ЕБРР относительно реформы корпоративного управления «Нафтогаза»

Юристы МПЦ EUCON отстояли интересы ЧАО «ЛИНИК»

ЮК FCLEX защитила интересы банка «Финансы и Кредит» в споре с МАУ

Отрасли практики

Информационная защита

В рамках отличия

Принципиальный сбор

Рабочий график

Дисциплинарная практика

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Примерный показ

Трансфертное ценообразование

Общественная дисциплина

Глобальное представительство

Судебная практика

Рабочий клад

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы признания имущества общей совместной собственностью

Судебная практика

Поймай меня, если сможешь

Судебная практика

Судебные решения

Суды полномочны на осуществление проверки и предоставление юридической оценки решению профсоюзного комитета

Судебная практика

ПДД по-новому

ВСУ устранил коллизию

Банковский перевод

Тема номера

Двойное «но»

Фон гарантирования

Банковский клад

Частная практика

Благотворительный фронт

Должностной расклад

Інші новини

PRAVO.UA