Система выбивания признаний и необходимых сведений негласно существует в наших правоохранительных органах уже многие годы, и ее искоренение — дело не простое, которое может затянуться на десятилетия.
Проблемой государственного масштаба являются и условия содержания осужденных в местах лишения свободы. Ни для кого не секрет, что в тюрьмах не хватает мест для размещения, камеры переполнены, об удобствах вообще говорить сложно, поскольку они просто отсутствуют. Кроме того, зачастую из колоний люди выходят инвалидами или с хроническими заболеваниями.
Как следствие такое количество грубейших нарушений прав человека при расследовании преступлений и отбывании наказания не могли остаться незамеченными международными правозащитными организациями, ведь Украина 17 июля 1997 года ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция). Кроме того, 24 января 1997 года Верховным Советом Украины ратифицирована Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, принятая в г. Страсбурге 26 ноября 1987 года.
В очередном отчете Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Европейский комитет) по Украине, который был оглашен в г. Страсбурге 14 ноября 2012 года, указано, что наблюдается заметное улучшение в некоторых сферах (в частности, в отношении материального обеспечения работы милицейских подразделений). Однако не произошло сдвигов в преодолении злоупотреблений со стороны правоохранительных органов в отношении задержанных и заключенных. Кроме того, не выполняются многочисленные ключевые рекомендации, на которые неоднократно указывал Европейский комитет после предыдущих визитов на Украину (противодействие злоупотреблениям в правоохранительных органах, условия задержания и контактирования заключенных с внешним миром и др.).
Отчет Европейского комитета был сделан по результатам работы делегации, состоящей из членов комитета, которые посетили 29 ноября — 6 декабря 2011 года отделения милиции и исправительные учреждения Киевской и Харьковской областей, следственные изоляторы, а также изучили условия предоставления заключенным первой медицинской помощи.
Так, были выявлены случаи, когда правоохранительными органами применялись пытки, унижающие достоинство и причиняющие вред здоровью человека (пытки с использованием огня, электрического тока, применение физической силы и др.).
В Европейский комитет неоднократно поступали жалобы заключенных о ненадлежащем обращении в местах отбывания наказаний, где при проявлении заключенными недовольства относительно условий содержания, питания и т.д. для восстановления дисциплины и порядка привлекались так называемые «группы быстрого реагирования», сформированные из работников местной и соседних колоний. Эти группы производили физическое воздействие на недовольных лиц.
Один из самых известных случаев, зафиксированных в отчете Европейского комитета за 2012 год, произошел 26 июля 2012 года в Копычинской исправительной колонии № 112. Правоохранительные органы без необходимости применили силу, причинили вред физическому и психическому здоровью заключенным колонии, а также нанесли ущерб их личному имуществу.
Также стоит обратить внимание на случай, когда виновный в применении пыток и насилия к задержанному понес наказание. Подозреваемый в совершении кражи в результате продолжительных издевательств со стороны сотрудников милиции Киевского РО ВС г. Одессы пытался покончить с собой. Приморский райсуд г. Одессы приговором от 21 декабря 2012 года по делу № 1522/25516/12, приговорил оперуполномоченного уголовного розыска Киевского РО ВС к лишению свободы сроком на один год условно и штрафу в размере 8,5 тысячи гривен.
На основании данных вышеуказанного отчета Европейский суд по правам человека (Евросуд) пришел к выводу, что неэффективное расследование жалоб на применение пыток является системной проблемой на Украине.
В частности, отмечается, что примерно в 40 своих решениях Евросуд установил, что власти Украины были ответственны за жестокое обращение с людьми во время их задержания милицией и надлежащего расследования по заявлениям о таком обращении не было проведено. Более 100 других дел, в которых затрагиваются эти вопросы, сегодня находятся на рассмотрении Евросуда. Вышеуказанные нарушения — результат недостатков в нормативно-правовом урегулировании и административной деятельности властей, касающейся их обязательств по статье 3 Конвенции.
Европейский суд отметил, что подозреваемые в совершении преступления — одна из наиболее уязвимых групп среди жертв жестокого обращения со стороны правоохранительных органов. Бесчеловечное обращение чаще всего применялось к жертвам в первые дни задержания, когда у них отсутствовал доступ к адвокатам, а их повреждения не могли быть зафиксированы должным образом. Несмотря на то что в каждом таком деле нельзя установить, что жестокое обращение применялось с целью получить признание в совершении преступления, связь между таким обращением и желанием получить обвинительные доказательства не может быть исключена. Как было отмечено в ряде докладов и замечаний относительно жестокого обращения на Украине, оценка работы милиции по количеству раскрытых преступлений стала одним из факторов, влияющих на применение пыток к подозреваемым в совершении преступлений.
Поэтому нынешнюю систему обращения с задержанными и заключенными необходимо кардинально реформировать. Для этого в первую очередь следует исполнить рекомендации Европейского комитета, а именно:
— Министерство внутренних дел Украины должно разработать новые критерии оценки эффективности работы сотрудников милиции, не связанные с количественными показателями раскрытия преступлений, а основанные на оценке качества деятельности правоохранительных органов населением Украины;
— создать независимый орган для проведения эффективного расследования обращений о применении пыток работниками уголовно-исполнительной системы;
— правоохранители, относительно которых открыты уголовные производства по сообщениям о применении ими пыток, должны быть отстранены от своих должностных обязанностей на время проведения расследования, но не уволены до вынесения приговора национальным судом;
— внести изменения в положения статьи 127 Уголовного кодекса Украины для того, чтобы она соответствовала требованиям Конвенции ООН против пыток;
— создать эффективные механизмы общественного контроля деятельности работников органов Министерства внутренних дел Украины;
— судам необходимо внимательно изучать наличие «обоснованного подозрения» при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, как этого требует новый Уголовный процессуальный кодекс, что будет способствовать «разгрузке» переполненных следственных изоляторов и в конечном итоге приведению условий содержания в соответствие с европейскими стандартами.
КРУТЬ Татьяна — адвокат АФ «Династия», г. Днепропетровск
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…