По словам российских чиновников высшего ранга, развитие среднего и малого бизнеса в Российской Федерации является одним из приоритетов экономической политики правительства. Исполнительная власть понимает, что потенциал российского бизнеса огромен, но налоговая отдача от него слишком мала. Основная причина работы в тени — непосильное налоговое бремя.
Действующая налоговая система в Российской Федерации так же обширна и разнообразна, как удивительные по красоте российские просторы. Теоретически (и в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы») общее допустимое количество налогов с учетом региональных и местных составляет 43. В России ныне создана трехуровневая система налогообложения: 1) федеральные налоги, основными из которых являются НДС, налог на прибыль, налог на пользователей автомобильных дорог, единый социальный налог, подоходный налог с физических лиц, акцизы; 2) региональные налоги, к которым относятся налог с продаж, налог на имущество предприятий, сбор на нужды образования; 3) местные налоги, наиболее популярными из которых являются налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др., и налог на имущество физических лиц.
Однако по подсчетам некоторых специалистов, в настоящее время в России насчитывается намного больше налогов, чем это предусмотрено законодательством (от 60 до 150). Понятно, что предпринимателям гораздо легче подумать над одним (пусть нелегальным) способом оптимизации налогов, чем просчитывать уменьшение российских налогов хотя бы на региональном уровне.
Наиболее жаркие споры вызывает единый социальный налог (далее — ЕНС), введенный в налоговую систему России с 1 января 2001 года. Как обычно, главной его задачей была борьба с легализацией теневых доходов. Государство расписывало единый социальный налог как некое налоговое чудо, тем не менее, миф о снижении налогового бремени в связи с введением этого налога рассыпался почти сразу же после того как хозяйствующие субъекты смогли ознакомиться с «творением» государственных мужей.
НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ
На сегодняшний день единый социальный налог — один из наиболее «тяжелых» налогов для всех предприятий, организаций, компаний, поскольку уплачивается он с фонда заработной платы сотрудников. Максимальная ставка ЕНС составляет 22,8%. Единый социальный налог как раз и относится к одному из факторов, ограничивающих желание работодателя платить и желание работников получать большую заработную плату не в конверте, а совершенно официально, уплатив при этом все необходимые налоги.
Как и на Украине, в Российской Федерации существует специальный налоговый режим — предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели по решению законодательного органа субъекта Федерации могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, заменяющего уплату большинства федеральных, региональных и местных налогов. Ставка налога составляет 15%. До начала нынешнего года этот налог пользовался популярностью, но с января 2002 года благодаря законодательным изменениям налог на вмененный доход перестал быть «одиноким» и дополнился требованием об обязательной уплате еще и единого социального налога. Эти изменения привели к организации во многих российских городах массовых забастовок и протестов против добавления «ужасного» социального налога. Предприниматели открыто говорили о том, что если снизить налог не удастся, им ничего не останется, как уйти в тень. Реакция государства не заставила себя ждать…
В настоящее время правительство РФ разрабатывает пакет документов по упрощению системы налогообложения для малого и среднего бизнеса, основной целью которых будет сокращение совокупного налогового бремени, совокупной налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса и упрощение системы учета и отчетности. В РФ планируется введение двух систем налогообложения на выбор — упрощенной и вмененной. Упрощенной системой смогут воспользоваться те организации и индивидуальные предприниматели, чей доход за год не будет превышать 10 млн рублей и которые имеют штатную численность не более 20 человек. Такие предприятия будут платить на выбор один налог: либо с прибыли, либо с оборота. Налог на прибыль предполагается в размере 20%.
Второй вариант — налог на весь доход со ставкой в 8%. Причем право выбора предоставят самим субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом на малые предприятия не будут распространяться такие налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и налог на имущество. Освободят малый бизнес и от уплаты единого социального налога.
Вторая схема — это налог на вмененный доход, который предполагается применять для отдельных видов деятельности, таких как оказание бытовых услуг физическим лицам, ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, включая розничную торговлю горюче-смазочными материалами, и общественное питание. Ставка налога будет установлена в размере 15%.
Эти налоговые изменения выглядят революционными не только в глазах государственной власти, но и в глазах малого и среднего бизнеса. И сейчас важно, чтобы при воплощении в жизнь они не оказались просто взаимной «пылью в глаза»: государство создает видимость понижения налогового бремени, а предприниматели создают видимость уплаты налогов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…