Долгожданный Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в новой редакции (Закон о банкротстве) все-таки был принят Верховным Советом Украины. Будет ли Закон о банкротстве шагом вперед или шагом назад, можно будет сделать заключение через некоторое время, а вот относительно прогрессивности Закона уже можно говорить сейчас.
Стоит вначале отметить, что Закон о банкротстве вступает в силу через год после его опубликования, кроме подпункта 14 пункта 7 Заключительных и переходных положений (этим пунктом вносятся изменения в Закон Украины «О судебном сборе»), вступающего в силу со дня, следующего за днем опубликования, и положений об официальном обнародовании сведений дела о банкротстве на официальном веб-сайте Высшего хозяйственного суда Украины в сети Интернет, которые вступают в силу через два года со дня опубликования Закона о банкротстве.
Целью этой статьи является не общий анализ нового Закона о банкротстве, а обращение особого внимания на одного из главных действующих лиц процедуры банкротства — арбитражного управляющего.
Закон о банкротстве определил статус арбитражного управляющего, повысил контроль над деятельностью арбитражных управляющих, а следовательно, повысил уровень квалификации и качества услуг.
Теперь арбитражным управляющим сможет быть гражданин Украины, который имеет полное высшее юридическое или экономическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет либо одного года на руководящих должностях, прошел обучение и стажировку в течение шести месяцев в порядке, установленном государственным органом по вопросам банкротства, владеет государственным языком и сдал квалификационный экзамен.
За деятельностью арбитражных управляющих будет осуществляться контроль, который заключается в плановых и внеплановых проверках. Так, плановая проверка проводится не чаще одного раза в два года. Внеплановые выездные и невыездные проверки осуществляются по обращению граждан или юридических лиц, если из такого обращения усматривается необходимость проведения дополнительного контроля со стороны государственного органа по вопросам банкротства.
Законом о банкротстве введен допуск к профессии арбитражного управляющего через систему автоматизированного анонимного тестирования, что должно обеспечить допуск к профессии подготовленных на надлежащем уровне специалистов и исключить возможность злоупотребления со стороны лиц, которые осуществляют допуск к профессии.
Лицо, желающее получить свидетельство о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего, подает квалификационной комиссии соответствующее заявление с документами, подтверждающими соответствие требованиям, которые выдвигаются к арбитражному управляющему. Квалификационная комиссия, в свою очередь, проверяет достоверность документов и сведений, которые подаются лицом. По результатам принимается решение о допуске или отказе в сдаче квалификационного экзамена. Экзамен, как уже ранее было сказано, проводится путем автоматизированного анонимного тестирования. Порядок сдачи экзамена и перечень вопросов, которые выносятся на квалификационный экзамен, утверждает государственный орган по вопросам банкротства. Лицо, которое не сдало квалификационный экзамен, может подать заявление о его повторной сдаче не ранее, чем через шесть месяцев.
Законом о банкротстве введено страхование профессиональной ответственности арбитражных управляющих. Ожидаемый эффект — обеспечение компенсации за вред, причиненный арбитражным управляющим вследствие его профессиональной деятельности; повышение авторитета профессии и доверия к арбитражным управляющим со стороны общества; повышение дисциплинарной ответственности арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий заключает со страховщиком договор страхования профессиональных рисков арбитражных управляющих за вред, причиненный вследствие неумышленных действий или ошибки при осуществлении полномочий арбитражного управляющего. Осуществление деятельности арбитражного управляющего без договора страхования рисков его деятельности запрещается. Минимальный размер ежегодной страховой суммы составляет триста минимальных размеров заработной платы, установленной на начало года.
Арбитражные управляющие несут за свои действия гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность. Что касается дисциплинарной ответственности, то арбитражные управляющие несут ее не в порядке, предусмотренном законодательством о труде (КЗоТ), а в порядке, установленном Законом о банкротстве. Налагать дисциплинарные взыскания (предупреждение и лишение права на осуществление деятельности арбитражного) может государственный орган по вопросам банкротства. О наложении на арбитражного управляющего дисциплинарного взыскания делается запись в Едином реестре арбитражных управляющих.
Законом о банкротстве введено автоматизированное распределение дел между арбитражными управляющими. Назначение арбитражного управляющего для участия в конкретном деле происходит с помощью автоматизированной системы. При определении кандидатуры арбитражного управляющего обеспечивается учет загруженности каждого из них. Ожидаемый эффект — исключение возможности злоупотреблений со стороны чиновников; обеспечение равномерного распределения дел между арбитражными управляющими; обеспечение предоставления услуг арбитражными управляющими на надлежащем уровне.
Кандидатура арбитражного управляющего для исполнения полномочий распорядителя имущества определяется судом самостоятельно с применением автоматизированной системы из числа лиц, внесенных в Единый реестр арбитражных управляющих. Положение об автоматизированной системе по отбору кандидатов на назначение распорядителя имущества хозяйственным судом в делах о банкротстве утверждается Пленумом Высшего хозяйственного суда Украины при согласовании с государственным органом по вопросам банкротства. Если от арбитражного управляющего, определенного автоматизированной системой, не пришло заявление о согласии стать распорядителем имущества в этом деле, то распорядителя имущества назначает суд без применения автоматизированной системы из числа лиц, внесенных в Единый реестр арбитражных управляющих. Кандидатура арбитражного управляющего для выполнения полномочий руководящего санацией или ликвидатора определяется судом по ходатайству комитета кредиторов, а в случае отсутствия такого ходатайства — по инициативе суда, кроме случаев, предусмотренных Законом о банкротстве. Во время назначения арбитражного управляющего — руководящего санацией, ликвидатора — хозяйственный суд не связан с кандидатурами арбитражных управляющих, предложенных комитетом кредиторов, а также имеет право назначить арбитражного управляющего самостоятельно.
Закон о банкротстве отменяет лицензирование. Ожидаемый эффект — устранение заблуждения об арбитражном управляющем как о предпринимателе; повышение авторитета профессии и качества предоставления услуг.
На смену лицензиям на право осуществления деятельности арбитражного управляющего приходит свидетельство о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего, которое будет предоставлять право на осуществление деятельности арбитражного управляющего.
Со вступлением в силу Закона о банкротстве некоторое время еще будут действовать лицензии, но в течение шести месяцев их необходимо будет обменять на соответствующее свидетельство. По окончании указанного срока лицензии на право осуществления деятельности арбитражного управляющего утратят силу (Заключительные и переходные положения Закона о банкротстве).
Современное состояние как в отечественном, так и зарубежном нормативно-правовом массиве вопросов, связанных с урегулированием процедур банкротства, остается одним из дискуссионных. Новый Закон о банкротстве некоторым образом более детально пытается урегулировать механизмы восстановления платежеспособности должника и признания его банкротом. Получится ли вывести на надлежащий уровень указанные процедуры, покажет практика, которая во все времена служила критерием истины.
МАСЮК Ольга — адвокат, г. Киев,
МАСЮК Василий — партнер ЮК «Делькредере», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…