Украина — страна, имеющая одну из крупнейших экономик мира, которая все еще не является членом Всемирной торговой организации (ВТО). Но по результатам трехдневного голосования в парламенте законопроектов, необходимых для вступления в ВТО, она может и должна вступить в ВТО во время министерской конференции этой организации, которая пройдет в декабре с.г. в Гонконге.
Несмотря на столь близкие перспективы вступления в эту международную организацию, сторонники и противники его разделись на два лагеря, мало отличающиеся по количеству. По словам первых, членство в ВТО чрезвычайно важно, ибо приведет к возрастанию украинского экспорта, который в последние годы был определяющим показателем значительного экономического роста, более того, став членом этой организации, Украина откроет для себя доступ к мировым рынкам, у нее появится право диктовать свои условия в глобальной торговле. Откладывая вступление в ВТО на далекое будущее, мы оттягиваем процессы экономической интеграции в Европейский Союз, однако и спешка здесь неуместна, поскольку остался еще целый ряд нерешенных вопросов, задача по решению которых возложена на украинский парламент и правительство.
На пресс-конференции, посвященной вступлению Украины в ВТО, были раскрыты экономические аспекты и указаны преимущества этого важного для страны шага. Предприятия, ориентированные на экспорт, уже давно ведут свой бизнес по правилам Европейского Союза и ВТО. Но перед вступлением туда Украине еще предстоит решить ряд проблем, связанных с реформой законодательства и формированием единой позиции по ряду сельскохозяйственных вопросов, а также с открытием торговых границ для автомобилестроения и дотациями для угольной промышленности. И успеть сделать это необходимо до 13 сентября с.г. — именно на этот день запланировано решающее заседание рабочей группы, которая в свою очередь рекомендует штаб-квартире ВТО поставить украинский вопрос на повестку дня декабрьской Конференции министров стран — членов ВТО.
Даже беглый анализ законопроектов, формирующих пакет документов для вступления в ВТО, позволяет заключить, что выиграют от такого членства в основном потребители, а вот благополучие отечественных производителей остается под вопросом.
Откроем отечественный рынок для иностранного капитала
Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», дающий зеленую улицу филиалам иностранных банков, не имеющим собственного капитала и без статуса юридического лица, для доступа в банковский сектор Украины, а соответственно, и свободному доступу зарубежного капитала в этот сектор экономики. Таким образом, после внесения изменений филиалы иностранных банков наряду с Национальным банком Украины и украинскими банками будут составляющими банковской системы Украины.
Законопроектом установлены нормативные требования к регистрации филиалов и представительств иностранных банков, в частности, установлено, что минимальный размер уставного капитала филиала на момент его аккредитации должен составлять не менее 5 млн евро. Данная сумма соответствует размеру уставного капитала украинского банка, осуществляющего свою деятельность на всей территории Украины.
Ни для кого не секрет, что размеры денежного капитала иностранных банков значительно превышают средства отечественных банков, поэтому уставный капитал в размере 5 млн евро их не испугает. Благодаря размерам капитала, действующим низким ставкам иностранных банков они будут куда более выгодными для украинских заемщиков. Не исключено также, что появление филиалов иностранных банков на украинском рынке приведет к банкротству мелких украинских банков и поглощению их более крупными зарубежными банками.
Чтобы предотвратить такой исход событий, украинским банкам необходимо серьезно задуматься о своей процентной политике и пожертвовать частью прибыли.
Еще одним законопроектом, обеспечивающим доступ иностранных товаров и услуг на украинский рынок, является проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об аудиторской деятельности», на сегодняшний день уже вступивший в силу. С 28 июля с.г. на территории Украины аудиторской деятельностью могут заниматься не только граждане Украины, но и любые лица, имеющие сертификат, определяющий их квалификационную пригодность заниматься аудиторской деятельностью.
Данные изменения откроют доступ зарубежным аудиторским фирмам и их специалистам на украинский рынок, что особенно важно в процессе имплементации стандартов международного бухгалтерского учета на Украине, а также увеличения доли зарубежного капитала. Не менее важным изменением является дополнение статьи 24 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» положением, согласно которому аудитору запрещено заниматься аудиторской деятельностью, если требования о его независимости не удовлетворяются вследствие других причин, кроме указанных в статье 24 Закона Украины «Об аудиторской деятельности». К таким причинам, в частности, относится запрет на осуществление одной компанией аудиторской и юридической деятельности. На Украине практикуется проведение аудита компаниями, осуществляющими юридическое сопровождение деятельности фирмы, что, естественно, может влиять на объективность аудиторской проверки. В странах ЕС такое совмещение строго запрещено.
Если сегодня страховую деятельность на Украине могут осуществлять исключительно страховщики-резиденты, то по прошествии 10 лет с момента вступления Украины в ВТО данный вид деятельности смогут осуществлять и страховщики-нерезиденты. Данным законопроектом фактически легализируется деятельность страховщиков-нерезидентов, являющихся финансовыми учреждениями, созданными и получившими лицензию на осуществление страховой деятельности в соответствии с законодательством иностранных государств, за исключением разве что обязательных видов страхования, которыми могут заниматься исключительно страховщики-резиденты. Данные изменения отрицательно скажутся на доходности страховых компаний-резидентов, поскольку они значительно уступают страховщикам-нерезидентам как по качеству обслуживания, так и по уровню цен. Более того, процент выплаты страховых возмещений украинскими страховщиками, по результатам исследований, составляет сегодня менее 30 % от получаемых страховых премий, что в целом нельзя назвать положительным фактором для потребителей страховых услуг. Стоит отметить, что требования, выдвигаемые к уставному фонду филиалов страховых компаний, аналогичны требованиям Закона Украины «О страховании» к страховщикам-резидентам и составляют 1 млн евро для страховщиков, занимающихся всеми видами страхования, за исключением страхования жизни, и 1,5 млн евро для страховщиков, занимающихся страхованием жизни.
Что касается срока вступления в силу данных изменений, то стоит отметить, что весьма странным кажется тот факт, что лишь по прошествии 10 лет с момента вступления Украины в ВТО данные изменения вступят в силу, в то время как уполномоченный орган обязан разработать и утвердить нормативно-правовые акты, направленные на их реализацию в течение года со дня опубликования этого Закона. По мнению Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины, такой значительный срок между принятием Закона и датой вступления его в силу едва ли отвечает требованиям гармонизации законодательства Украины и стран ЕС.
Зеленый свет импорту автомобилей на Украину
Автомобильный рынок Украины является одним из наиболее закрытых по сравнению с рынками европейских государств, во многом из-за достаточно высоких пошлин на ввоз импортных транспортных средств. В рамках развития свободной торговли между европейскими странами и во исполнение условий Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной, Европейским сообществом и другими государствами-членами, стороны устраняют какие-либо ограничения конкуренции, с которыми сталкиваются предприятия, находящиеся в их юрисдикции, и заключающиеся в предоставлении государственной помощи отдельным предприятиям или производству товаров и в результате влияющие на торговлю между странами Европейского сообщества и Украиной.
Законопроектом «О внесении изменений в Закон Украины «О развитии автомобильной промышленности на Украине» предлагается исключить нормы относительно условий локализации при изготовлении автомобилей, мотоциклов, комплектующих изделий и запасных частей, соблюдение которых необходимо для определения страны происхождения конечного продукта.
В перспективе ожидается также существенное снижение ставок ввозных пошлин, которые на сегодня составляют в среднем треть от стоимости транспортного средства.
Безусловно, это существенно скажется на отечественном автомобильном рынке: негативно для производителей и положительно для рядовых потребителей.
О последствиях вступления Украины в ВТО можно долго гадать и делать прогнозы. Однако с полной уверенностью можно констатировать, что от членства в этой организации больше выиграет среднестатистический гражданин, чем отечественное производство. Выиграет ли последнее? Покажет будущее.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…