Как можно оценить работу административной юстиции в Украине? Однозначный ответ на этот вопрос вряд ли возможен. Но среди вероятных вариантов ответа уместен такой: надо что-то менять. И речь идет не о персоналиях. Речь – о системном подходе к процессу.
Какие чувства вызывает у участника процесса административная юстиция? Из опыта нашей работы знаем, что большинство ответит: неуверенность. Неуверенность в том, что будешь услышан, что все стороны процесса и судьи одинаково воспринимают предмет спора, что предоставленных доказательств достаточно для доказывания своей позиции, а если недостаточно, то суд проинформирует об этом.
С какой целью создается административная юстиция? Какие задачи она выполняет? Согласно недавним изменениям, внесенным в статью 125 Конституции Украины, административные суды действуют с целью защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений. К сожалению, на практике это не всегда так, а скорее, наоборот: процесс имеет признаки инквизиционного.
В течение нескольких лет адвокаты «КМ Партнеры» проводили исследования, пытаясь выяснить, чем именно обусловлены проблемы в административном судопроизводстве с точки зрения построения процесса и норм кодекса. Результаты исследований были систематизированы в научно-популярном издании «Предмет доказывания в административном судопроизводстве: от защиты частного лица к правовому нигилизму. Из опыта практикующих юристов», с которым можно ознакомиться по ссылке:kmp.ua/kasu
В публикации раскрыты вопросы истории формирования административной юстиции в мире и на Украине, характеризуются теоретические наработки по вопросам административного процесса как в нашей стране, так и за рубежом, а также есть информация о современной иностранной практике его применения, в частности, рассказывается о судебных доктринах.
Авторы описывают причины существующих проблем в административном процессе и предлагают практические пути их решения. Например, в украинской практике рассмотрения налоговых споров подготовительное производство, как правило, имеет церемониальный характер. На этой стадии процесса реальная подготовка к рассмотрению дела не осуществляется. Постановления суда об окончании подготовительного производства достаточно типичны и не отражают суть конкретного спора. Как свидетельствует статистика, предварительные заседания по делу суды проводят крайне редко (в налоговых спорах они почти отсутствуют).
В то же время роль подготовительного производства (как и возможность проводить предварительные судебные заседания) является важной в административном процессе. В частности, именно на этом этапе суд должен определить рамки предмета доказывания, что позволило бы сторонам предсказуемо для себя вести процесс и готовить доказательства.
Цель упомянутого издания — кардинально изменить подход судей и участников административного процесса, в том числе в налоговых спорах, к определению предмета доказывания, предоставлению доказательств и распределению бремени доказывания между участниками. Такие изменения создают условия для перехода от ставшего традиционным инквизиционного процесса к процессу, целью которого является защита прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…