Публичный контакт — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №19 (1062) » Публичный контакт

Публичный контакт

Введение новой системы публичных закупок пару лет назад позволило, с одной стороны, предоставить больше возможностей для бизнеса, а с другой — для различных злоупотреблений в этой сфере. Именно о злоупотреблениях, как правило, чаще всего говорилось в ходе экспертного обсуждения работы системы.

В результате на рассмотрение Верховной Рады Украины был подан президентский законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупах» и некоторые другие законодательные акты Украины» (рег. № 8265) (законопроект).

К слову, в пояснительной записке к законопроекту обозначены все ключевые проблемы, которые и приводят к злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников в процессе государственных закупок. В частности, отмечается, что значительная часть тендерных предложений, наиболее экономически выгодных по результатам аукциона, отклоняются заказчиками на основании несоответствия условиям тендерной документации. Решить эту проблему предлагается путем предоставления участнику права исправлять ошибки в поданных вместе с тендерным предложением документах, обнаруженные заказчиком после раскрытия тендерных предложений. Такое право должно быть реализовано в течение одного рабочего дня с момента размещения заказчиком в электронной системе закупок сообщения с требованием об устранении несоответствий.

При этом законопроектом предлагается установить четкий перечень информации и документов, в которые могут быть внесены изменения. В частности, авторы законопроекта к ним отнесли информацию и документы, подтверждающие соответствие участника квалификационным критериям и требованиям, установленным нормами закона, а также документы, подтверждающие права подписи договора о закупке.

Отметим, что именно к этой информации и документам чаще всего у заказчика были замечания, что в свою очередь в дальнейшем приводило к отклонению тендерных предложений. Возможно, данная норма приведет к улучшению ситуации и сокращению сроков проведения торгов, но вместе с тем есть риск дополнительных злоупотреблений в этой сфере.

Изменения, предложенные законопроектом, направлены также и на усовершенствование процедуры обжалования в Антимонопольном комитете Украины. В данном случае речь идет о запрете заказчику принимать решение об отмене процедуры закупки при ее обжаловании. Кроме того, изменения коснулись оплаты процедуры обжалования. Напомним, что действующей нормой размер платы определяется правительством. Законопроектом предлагается установить плату за подачу жалобы через электронную систему закупок в размере 1,5 % от ожидаемой стоимости предмета закупки или части предмета закупки (лота), по которому подается жалоба. При этом установлены граничные размеры: не менее прожиточного одного минимума и не более 350 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего календарного года. Кроме того, предлагается установить, что если по результатам рассмотрения жалобы принято решение о ее полном или частичном удовлетворении, плата за подачу жалобы возвращается субъекту обжалования. Возвращается плата и в случае, если заказчиком самостоятельно устранены нарушения, указанные в жалобе.

Сроки рассмотрения жалоб предлагается сократить с 15 до 10 рабочих дней, предусмотрев возможность продления этого срока до десяти дней. Отметим, что действующим законом возможность продления не предусмотрена.

Еще один аспект, на который обращают внимание авторы законопроекта, — введение процедуры «упрощенных закупок». Такая процедура будет применяться для приобретения заказчиком закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. грн и не превышает стоимости, установленной в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 2 предложенной редакции Закона Украины о публичных закупках (Закон). То есть речь идет о пороге стоимости для товаров и услуг в размере 200 тыс. грн, а для работ — 1,5 млн грн.

При этом предлагается установить ряд ограничений. В частности, приобретение заказчиком товаров, работ и услуг осуществляется без применения порядка проведения упрощенных закупок, если предметом закупки являются произведения искусства, если осуществляются закупки, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, а также если договор о закупке заключается с победителем архитектурного или художественного конкурса. Не применяется такая процедура и в случае отсутствия конкуренции, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком. В целом законопроект предусматривает семь видов ограничений для этой процедуры. Более того, при их использовании заказчик обязан опубликовать отчет о заключенном договоре вместе с самим договором и всеми приложениями к нему в электронной системе закупок.

Решения и действия заказчика могут быть обжалованы участником процедуры упрощенной закупки в судебном порядке.

Также законопроект затрагивает некоторые вопросы, связанные с тендерной документацией. Так, например, предлагается уточнить, что документация не должна содержать требований относительно документального подтверждения информации о соответствии требованиям тендерной документации, если такая информация является публичной, обнародована в форме открытых данных или содержится в открытых единых государственных реестрах, к которым предоставлен свободный доступ.

Предлагается уточнить вопросы, касающиеся несвоевременного предоставления заказчиком разъяснений относительно содержания тендерной документации. Напомним, что в соответствии с действующим Законом срок подачи тендерных предложений автоматически продлевается электронной системой не менее чем на семь дней. В проекте предлагается автоматически приостанавливать течение процедуры закупки. «Для возобновления течения процедуры закупки заказчик должен разместить разъяснения относительно содержания тендерной документации в электронной системе закупок с одновременным продлением срока подачи тендерных предложений не менее чем на семь дней», — уточняется в законопроекте.

Прогнозируется, что законопроект должен улучшить качество осуществления публичных закупок, а установление правовых условий для осуществления заказчиками «упрощенных закупок» в электронной системе должно повысить уровень конкуренции и, как следствие, привлечь к участию в процессе закупок средний и малый бизнес. Безусловно, сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что законодательство в этой сфере должно быть более четким, учитывать вызовы бизнеса. Но, как говорится, «совершенству нет предела», и каким законопроект окажется на выходе, покажет время.

 


Экспертные мнения

Конкурентные улучшения

Ярослав РОМАНЧУК, адвокат, управляющий партнер EUCON Международный правовой центр

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Украины «О публичных закупках», установлено пороговое значение стоимости предмета публичных закупок — 200 000 грн для закупок товаров и услуг и 1,5 млн грн — для закупок работ, а для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйственной деятельности, — 1 млн грн для закупок товаров и услуг и 5 млн грн — для закупки работ. Таким образом, все публичные закупки условно можно разделить на «допороговые» и «надпороговые».

В случае осуществления «допороговых» закупок, стоимость предмета которых равна или превышает 50 000 грн и не превышает пороговой стоимости, заказчики могут, но не обязаны использовать электронную систему ProZorro.

Недобросовестные заказчики используют это право в своих коррупционных целях, осуществляя закупки по ценам, которые во много раз превышают среднюю рыночную стоимость, а также заключая договоры только с конкретным кругом «приближенных» участников.

Законопроект № 8265 предлагает возложить на заказчиков обязанность проведения «допороговых» закупок именно с применением новой процедуры — «упрощенной закупки».

Обязанность проведения закупок с применением электронного аукциона системы ProZorro предоставит бизнесу доступ к участию в таких закупках, а также обеспечит прозрачность их проведения.

Тем не менее для некоторых представителей малого и среднего бизнеса данные изменения могут стать новым вызовом, поскольку большинство из них принимали ранее участие исключительно в бумажных «допороговых» закупках и не имеют практики участия в электронных закупках.

В целом изменения, указанные в законопроекте № 8265, позволят расширить рынок для участников, улучшат конкурентную среду и уменьшат количество недобросовестных заказчиков, которые наносят ущерб бюджету за счет неэффективного использования бюджетных средств.

 

Спорные сомнения

Александр БОНДАРЧУК, управляющий партнер ЮФ ADS Legal Group

К сожалению, законопроект не сможет уменьшить количество случаев злоупотребления в сфере госзакупок, скорее наоборот — предоставит новые механизмы, с помощью которых будут совершаться эти злоупотребления.

Проект содержит много спорных изменений, касающихся публичных закупок, которые вызывают больше вопросов, нежели уверенности в их эффектив-
ности.

Например, предоставление 24 часов на исправление участником ошибок в документах тендерного предложения. Данное дополнение очень эффективно повлияло бы на экономию бюджетных средств, так как уменьшится количество несущественных причин, из-за которых заказчики часто отклоняют самые выгодные предложения. Но в проекте № 8265 четко фиксируется перечень документов, которые участникам можно будет заменить, а также ограничено количество уведомлений о найденных заказчиком ошибках — одно уведомление для одного участника. Такие правила игры опять приведут к процветанию «своих компаний», чьи ошибки в тендерных предложениях заказчики будут искать более тщательно, чем в документации других участников, а значит, недочеты у «своих» будут исправлены вовремя.

Второй аспект — замена фиксированной стоимости за предоставление жалобы в АМКУ на 1,5 % от ожидаемой стоимости.

Поскольку основной целью Закона Украины «О публичных закупках» является наибольшая экономия бюджетных средств, подобное изменение стоимости жалоб недопустимо. Это либо отпугнет добросовестных участников и они уйдут с рынка государственных закупок, что значительно уменьшит конкуренцию, либо значительно увеличит стоимость всех товаров и услуг, предлагаемых участниками, так как цена обжалования будет включена в стоимость этих товаров и услуг.

Так или иначе подобное изменение приведет к большим затратам бюджетных средств, что противоречит основной цели Закона, а именно — эффективному расходованию бюджетных средств.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Неевропейская тактика

Государство и юристы

Аргумент защите

Публичный контакт

Свод править

Зарубежная практика

Боль с тенью

Книжная полка

Феноменальное проявление

Конспект

Преступление и указание

Новости законотворчества

Судебная практика

Антикоррупционная стратегия НАПК предусматривает изменение порядка формирования КДКП

Порядок исполнения решений по трудовым спорам могут изменить

В парламенте снова реанимирован вопрос о введении института уголовных проступков

Доступ полиции к метаданным должен соответствовать закону, иначе он нарушает право на уважение частной жизни

Требование государства вернуть ошибочно полученные социальные выплаты нарушает право собственности

ВС отменил отсрочку на исполнение решения с многомиллионной задолженностью

ВККС не имеет неограниченных дискреционных полномочий в вопросе выставления оценок

Еврокомиссия предлагает новые стандарты защиты информаторов

Суд Европейского Союза дал разъяснение относительно дополнительной защиты прав человека

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК Nobili завершила 8-летнее банкротство компании «Стальконструкция»

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» — юридический советник Ferrexpo AG

В команде EUCON новые повышения

ЮФ Asters выступает юридическим советником ЧБТР относительно предоставления кредита «Концерну Галнафтогаз»

Адвокаты АО MITRAX защитили интересы директора Государственного бюро расследований

Адвокаты АО AVER LEX защитили интересы Сергея Бочковского

ЮФ AVELLUM консультировала МХП по вопросам выпуска еврооблигаций

Отрасли практики

ИС-править

Вместо назначения

Создание коллизии

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Время перемен

Великолепная двадцатка

Самое важное

Вызов для такси

Новый порядок ВНО по праву

Отличительная оценка

Статут-кво

Судебная практика

В отказном порядке

Судебная практика

Судебные решения

Анализ достоверности сформированных плательщиком показателей налоговой отчетности при камеральной проверке не производится

Судебная практика

Проверенное лицо

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах прерывания срокаисковой давности

Судебная практика

Судебные следствия

Тема номера

Гордая местность

Знать — исполнить

Нерегулируемый переезд

Частная практика

Пригласить на тождество

Юрпремия

Премьер-legal

Інші новини

PRAVO.UA