Подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, Украина взяла на себя множество обязательств в экономической сфере, в том числе по гармонизации конкурентного законодательства.
Специалисты в данной отрасли неоднократно акцентировали внимание на проблемах, связанных в первую очередь с несовершенством действующего законодательства и деятельностью регулятора в целом, но существенных изменений в вопросах защиты экономической конкуренции на протяжении нескольких лет не наблюдалось. Сегодня на рассмотрении парламента находятся два законопроекта, направленные на решение некоторых из таких вопросов. В частности, речь идет о законопроектах «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения прозрачности деятельности Антимонопольного комитета Украины» (законопроект № 2102) и «О внесении изменений в законодательство о защите экономической конкуренции относительно определения органами Антимонопольного комитета Украины размера штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции» (законопроект № 2431).
Информационная прозрачность
Сегодня доступ к решениям Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) очень ограничен, да и деятельность этого органа достаточно закрыта. С одной стороны, причина заключается в отсутствии закрепленной на законодательном уровне обязанности делать достоянием гласности решения, а с другой — в нежелании самого регулятора обеспечить прозрачность своей деятельности.
Решить эту проблему, по мнению авторов и практикующих юристов, сможет законопроект № 2102.
В частности, документом предусматривается, что органы АМКУ обязаны публиковать свои решения по результатам рассмотрения заявлений и дел относительно концентрации и согласованных действий, дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и дел о недобросовестной конкуренции. Решения публикуются в полном объеме, за исключением информации с ограниченным доступом, на официальном веб-портале Антимонопольного комитета в течение 30 дней с момента их принятия.
Кроме того, предусматривается, что информация относительно принятия распоряжения о начале рассмотрения дела о согласованных действиях или концентрации, а именно: о названии, организационно-правовых формах участников согласованных действий или концентрации, а также виде и содержании согласованных действий или концентрации — подлежит опубликованию на официальном веб-портале АМКУ в течение десяти дней с момента принятия такого распоряжения.
По мнению Натальи Иваницкой, руководителя практики антимонопольного и конкурентного права адвокатского объединения Arzinger, важность этой законодательной инициативы заключается в обеспечении прозрачности деятельности антимонопольного ведомства, понимании его подходов и развитии практики. Как подчеркивает г-жа Иваницкая, сегодня АМКУ не соблюдает эти требования, и практикам достаточно сложно иногда понять логику его решений.
«Что касается обоснованности отнесения тех или иных сведений к информации с ограниченным доступом, то данное требование предусмотрено также Законом Украины «Об информации» и, на наш взгляд, является обоснованным. Ведь при его отсутствии можно было бы отнести любую информацию к конфиденциальной, что в принципе неправильно», — отмечает она.
В то же время определенную дискуссию в юридической среде вызвало положение, предусматривающее срок в 30 дней на публикацию решений. Тем не менее, по мнению авторов, такой срок является достаточным для подготовки решения с учетом соблюдения требований о защите информации.
Штрафная методика
Действующим антимонопольным законодательством АМКУ предоставлено право наложения штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, размеры которых, как показывает практика, внушительны и зачастую вызывают сомнение в их обоснованности у участников конкурентного рынка. Связано это в первую очередь с отсутствием единой методики, четко определяющей принципы и критерии расчета суммы штрафа.
Законопроектом № 2431 предлагается урегулировать этот вопрос. В частности, предусматривается, что органы АМКУ при определении размеров штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции применяют соответствующую методику, утвержденную постановлением Кабинета Министров Украины.
К слову, в соответствии с частью 5 статьи 255 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС Украина обязана утвердить и опубликовать документ, в котором разъясняются принципы определения штрафных санкций за нарушение законодательства о конкуренции. Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечают, что методика разрабатывается на основе правовых традиций и лучшего европейского опыта с учетом особенностей национального правового регулирования. В частности, в методике использованы подходы в соответствии с Руководством Европейской Комиссии по методу определения штрафов, применяемых в соответствии со статьей 23 (2) (а) постановления (ЕС) № 1/2003 (2006/С 210/02).
«Предложенные изменения станут значимым шагом на пути к установлению более прозрачной системы норм антимонопольного законодательства, но только при условии разработки и принятия методики — без нее такие изменения не только будут иметь исключительно декларативный характер, но и еще больше усложнят процесс принятия решения о наложении штрафов», — уверена Ольга Михеева, юрист МЮФ Baker & McKenzie.
Еще одним новшеством законопроекта № 2431 является предоставление права субъекту хозяйствования — ответчику по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции на обжалование решения органа АМКУ в хозяйственном суде в части применения штрафа и/или установления обязательства по устранению последствий нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.
По сути предложенные новеллы наделяют хозяйственные суды более широким правом выбора в таких делах. В частности, помимо отмены оспариваемого решения либо оставления его в силе суды смогут также изменить размер штрафа либо установленное обязательство.
Немаловажным является тот факт, что при принятии соответствующего решения хозяйственные суды будут обязаны руководствоваться также и методикой расчета размера штрафов, применяемой органами Антимонопольного комитета Украины.
По мнению г-жи Михеевой, такие изменения соответствуют практике, существующей в ряде ведущих европейских стран, но в то же время будут иметь позитивный эффект только при условии принятия методики.
Таким образом, данные законодательные инициативы не только позволят обеспечить прозрачность деятельности антимонопольного ведомства, но и положительно повлияют на развитие конкурентной среды. Вместе с тем очень многое будет зависеть от от практического применения Антимонопольным комитетом Украины предложенных нововведений.
Единство правоприменения
Антонина ЯГОЛЬНИК, партнер и руководитель практики конкурентного права МЮГ AstapovLawyers
— Изменения в законах о защите экономической конкуренции и защите от недобросовестной конкуренции, касающиеся обязательной подачи неконфиденциальной версии заявлений в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и обязательства АМКУ публиковать такую неконфиденциальную версию у себя на веб-портале, считаю очень полезными. Такой подход соответствует лучшим мировым стандартам в данной отрасли. Например, в международных торговых расследованиях такая практика давно существует. Это необходимо не только для того, чтобы участники рынка могли следить за практикой Комитета и понимать интерпретацию законодательства регулятором и практику правоприменения, но и для обеспечения прозрачной работы регулятора. Таким образом, перед обращением в АМКУ за разрешениями на сделки или подачей других документов компаниям легче будет определить рынок, на котором они работают, опираясь на прецеденты АМКУ, легче будет понимать, как АМКУ подходит к оценке многих критериев, например, долей на рынке и т.д.
Считаю, что это также предоставит возможность другим участникам рынка ознакомиться с материалами концентраций, если проводится углубленное исследование (то есть трансакция может нанести ущерб конкуренции на определенном рынке). Таким образом, другие участники рынка, потребители, заинтересованные в сохранении конкуренции на определенном рынке, могут заявить о своих позицииях.
Такая практика сведет работу АМКУ в единое правовое поле применения законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…