Сфера международного налогообложения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 39 » Прозрачные отношения

Прозрачные отношения

Международное налогообложение

Применение инструментов глобальной прозрачности обсудили участники Национального форума «Международное налогообложение: трансформация бизнеса»
Эксперты отметили, что ни одно государство – участник ОЭСР не соответствует в полной мере требованиям плана BEPS

Сфера международного налогообложения для Украины с каждым годом становится все ближе. Ратификация Многосторонней конвенции по выполнению мероприятий, касающихся соглашений о налогообложении, с целью противодействия размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения (MLI) и имплементация Плана действий Организации экономического сотрудничества и развития (OЭСР) по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибылей из-под налогообложения (план BEPS) вызывают все больше вопросов у представителей бизнеса, экспертов и контролирующих органов.

Разобраться в нюансах этих документов и рассмотреть перспективы для Украины попытались участники национального форума «Международное налогообложение: трансформация бизнеса», состоявшегося 20 сентября с.г.

Открыла мероприятие сессия, посвященная международному сотрудничеству и политике международного налогообложения, модератором которой выступила Татьяна Острикова, народный депутат Украины VIII созыва.

Модератор поинтересовалась у Габриэлы Миранды, менеджера проектов в Украине по программе «Евразия» ОЭСР», о процессе международного сотрудничества в аспекте имплементации рекомендаций ОЭСР в украинское законодательство. Г-жа Миранда сообщила, что в 2014 году было принято решение усилить сотрудничество с Украиной и предоставить рекомендации, в том числе по имплементации плана BEPS. По словам эксперта, из членов организации ни одна страна не соответствует в полной мере требованиям плана BEPS. При этом главной целью сотрудничества и рекомендаций является внедрение единой политики для всех государств — членов ОЭСР относительно движения капитала и дальнейшей гармонизации ведения бизнеса. По мнению г-жи Миранды, это очень сложный процесс, работа проводится со всеми странами одинаково, не учитываются национальные особенности каждой их них.

Спикер также обратила внимание на изменения в мировых практиках, подчеркнув, что ОЭСР систематически проводит анализ как уже апробированных корпоративных практик, так и новых систем, одной из которых является цифровая экономика.

Как на подобные вызовы реагируют в разных странах, не дожидаясь реализации плана BEPS, рассказала Елена Макеева, заместитель главы совета директоров аудиторской фирмы «Аксенова и Партнеры». В частности, она привела пример Франции, которая с 2021 года включается в борьбу с уклонением цифровых гигантов от уплаты налогов. Еще одна страна, которая вышла за рамки плана, — Нидерланды. Здесь в 2021 году составят свой «черный» список низконалоговых юрисдикций. «То есть некоторые страны не ждут, когда все имплементируют план BEPS, а разрабатывают свои механизмы борьбы с размыванием налоговой базы», — пояснила эксперт. Г-жа Макеева уверена, что унификация правовых норм относительно налога на прибыль позволит установить четкие конкурентные правила, поскольку низкая налоговая база не должна быть стимулом для выбора той или иной юрисдикции.

Людмила Паламар, начальник управления международного налогообложения департамента налоговой политики и надзора за фискальными органами Министерства финансов Украины, назвала перспективы для Украины в связи с действием MLI, подчеркнув, что Конвенция вступает в силу уже с 1 декабря с.г., хотя полноценный запуск этого инструмента произойдет чуть позже. При этом она обратила внимание, что ратификация MLI по своей сути имплементирует сразу два шага плана BEPS: тест основной цели и процедуру взаимного согласования.

Что же касается пересмотра конвенций об избежании двойного налогообложения, то, как напомнила представитель Минфина, работа началась достаточно давно, но процесс очень не простой, и именно ратификация MLI позволит существенно его ускорить.

Опыт международного сотрудничества и развития Государственной налоговой службы Украины (ГНС) представила участникам Марьяна Куц, директор департамента методологической и нормотворческой работы ГНС. По словам спикера, почти все страны сегодня сталкиваются с одинаковыми проблемами, в том числе в части обмена информацией в рамках трансфертного ценообразования (ТЦО).

Завершил сессию доклад Александра Шемяткина, партнера «КМ Партнеры», о перспективах введения налога на выведенный капитал. «Налог на выведенный капитал — это способ под другим углом посмотреть на налоговую систему страны», — считает г-н Шемяткин. По его мнению, в плане BEPS много неплохих предложений, но есть более простые методы, способные предотвратить вывод капитала из нашей страны.

Далее участники перешли к практическим вопросам, обсудив инструменты плана BEPS и возможность имплементации ряда шагов Украиной. Модерировала сессию Мария Данюк, главный редактор журнала «РЕЙТИНГ: бизнес в официальных цифрах».

Сессия началась с выступления Евгения Козлова, старшего проектного менеджера Офиса поддержки реформ при Министерстве финансов Украины. Эксперт остановился на различиях законопроекта об имплементации плана BEPS, поданного на рассмотрение парламента, и законопроекта, разработанного Министерством финансов и Национальным банком Украины в прошлом году. Г-н Козлов обратил внимание, что при подготовке последнего законопроекта были учтены рекомендации международных экспертов, касающиеся, в частности, сферы налогообложения контролируемых иностранных компаний и ТЦО.

«Польша может стать альтернативой для структурирования бизнеса», — подчеркнул Ярослав Романчук, управляющий партнер Юридической группы EUCON, говоря о рисках в операциях с низконалоговыми юрисдикциями. Эксперт уверен, что план BEPS не приведет к новым налогам, а позволит установить единый подход к осуществлению контроля в будущем.

Спикер рассказал участникам о новом мировом тренде — подаче отчетности налоговыми консультантами в налоговые органы. «В Польше уже было подано более 700 подобных отчетов. Поскольку профильный закон в этой сфере недостаточно детализирован, Министерство финансов разработало подробную инструкцию», — пояснил нюансы законодательства Польши г-н Романчук, отметив, что эти правила касаются консультирования по трансакциям, осуществляемым за пределами страны. Тем не менее у налогового ведомства Польши пока еще нет полноценно сформированного подхода к анализу такой отчетности.

«Наступает период, когда порядочность консультанта будет определяться не только по его профессиональным навыкам, но и в части его добросовестности», — резюмировал эксперт.

С практической точки зрения бизнеса перспективы полноценной работы MLI проанализировал Дмитрий Савчук, ассоциированный партнер Lavrynovych & Partners Law Firm.

Участники форума также обсудили аспекты подготовки документации по ТЦО, особенности налогового контроля и соответствующую судебную практику.

Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA