Проверочный ход — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (880) » Проверочный ход

Проверочный ход

С каждым годом появляются все новые и новые причины для обжалования тех или иных действий налоговых органов. По мнению судей и работников судов, связано это в том числе с организацией работы налоговых органов.

Одним из спорных моментов является проведение выездных документальных и фактических проверок налоговых органов. Несмотря на то что Налоговый кодекс (НК) Украины содержит соответствующие нормы, регулирующие порядок допуска к налоговым документальным выездным и фактическим проверкам, на практике проблемных вопросов, с которыми сталкиваются юристы, возникает достаточно.

О порядке проведения таких проверок и возможных последствиях недопуска к проверке контролирующих органов рассказал Роман Блажко, старший юрист АФ «Лавринович и Партнеры», в рамках совместного семинара Ассоциации юристов Украины и Национальной ассоциации адвокатов Украины, посвященного вопросам эффективной защиты во время проведения налоговых проверок.

Документы в порядке

Сегодня существует устоявшаяся судебная практика, а именно: в случае допуска должностных лиц контролирующего органа к налоговой проверке какие-либо процессуальные нарушения (к примеру, проверка была назначена без надлежащих оснований или документы оформлены ненадлежащим образом) не подлежат рассмотрению в судебном порядке. Единственное исключение — недопуск налогового органа к проведению проверки.

Определяющими документами для допуска или недопуска, которые обязаны предъявить представители налогового органа, являются направление на проведение проверки, копия приказа о проведении проверки и служебные удостоверения.

Направление на проверку должно быть составлено на каждого проверяющего, собственно, и удостоверение уполномоченного лица должно быть у каждого проверяющего.

В первую очередь необходимо обратить внимание на следующее: если копию приказа должностное лицо проверяющего органа обязано вручить или направить рекомендованным письмом до проведения проверки, то в отношении направления на проверку такой обязанности у него нет. Налоговый кодекс Украины предусматривает лишь процедуру предъявления этого документа и подтверждение уполномоченным представителем лица, подлежащего проверке, ознакомления с ним. В связи с этим рекомендуется просить проверяющих выдать копию такого направления.

В случае отказа, а по большому счету нет оснований для требования о получении копии этого документа, есть возможность переписать хотя бы основные реквизиты, что пригодится в дальнейшем, если будет принято решение о недопуске к проведению проверки.

Допуск с «не»

В пункте 81.1 статьи 81 НК Украины говорится об основании для недопуска должностных лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки — непредъявление или предъявление указанных документов, оформленных с нарушением установленных требований.

Наиболее формализованным документом среди них является направление. Налоговый кодекс определяет перечень информации, которая должна содержаться в этом документе. Также существует четкое требование: направление должно быть подписано руководителем органа и скреплено печатью. В то же время следует помнить, что приказы о проведении проверки не содержат такой элемент, как печать, там есть только подпись руководителя соответствующего органа.

В случае отказа лица, подлежащего проверке, подтвердить подписью ознакомление с направлением, составляется акт об отказе.

В свою очередь рекомендовано предлагать налоговым органам перед началом проверки расписаться в журнале проведения проверок.

Но здесь есть определенные трудности. В частности, в настоящее время действуют нормативные акты, возлагающие на проверяющих обязанность расписываться в журнале проверок предприятия. Тем не менее НК Украины не содержит ни одного указания на то, что проверяемый имеет право не допустить налоговый орган к проведению проверки, если должностные лица налогового органа, уполномоченные проводить налоговую проверку, не расписались в журнале.

Таким образом, отказ не является основанием для недопуска к проведению проверки, и его следует использовать лишь в совокупности с другими процессуальными нарушениями.

К слову, на практике существуют еще основания для недопуска. В частности, НК Украины предусматривает срок (десять рабочих дней) предоставления информации со дня получения запроса, направленного по результатам проверок других налогоплательщиков, или получения налоговой информации о фактах, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства. Таким образом, недопуск возможен в случае, когда проверка началась до истечения десятидневного срока.

Если в запросе/приказе не указано, какие именно факты свидетельствуют о возможных нарушениях налогового законодательства, это также является одним из оснований для недопуска.

Последствия и рекомендации

В случае недопуска должностных лиц контролирующего органа к документальной налоговой проверке составляется акт о недопуске к проведению проверки, который в свою очередь является основанием для административного ареста активов. Причем у проверяющих нет обязательств предоставлять копию данного документа. В такой ситуации рекомендуется составлять собственный акт о недопуске к проверке.

Кроме того, в день недопуска к проверке следует направить руководителю налогового органа письмо с уведомлением о таком недопуске через канцелярию с отметкой о регистрации либо по почте заказным ценным письмом с описью вложения.

Налоговым органам законодательство отводит всего лишь 24 часа для того, чтобы обратиться в суд с представлением о подтверждении обоснования административного ареста активов. Как правило, налоговикам за такой короткий срок достаточно сложно подготовить представление в суд, что приводит к очередной проверке на таких же основаниях, но уже с заранее подготовленным представлением.

В случае фиксации первого факта недопуска к налоговой проверке лицу в судебном порядке не так сложно будет аргументировать отсутствие оснований для применения административного ареста активов ввиду пропуска налоговым органом срока обращения в суд при первом недопуске.

Законодательство предусматривает 96 часов для вынесения судом решения о принятии (отказе) соответствующего представления налогового органа. За этот период налогоплательщику рекомендовано подать иск об обжаловании приказа о проведении проверки. Это следует сделать еще до момента рассмотрения дела о подтверждении оснований для применения административного ареста активов.

Такой шаг аргументирован тем, что Кодексом административного судопроизводства Украины предусмотрен отказ в применении административного ареста активов в случае, если есть спор о праве. Одним из обстоятельств, которые могут на это указывать, является отрицание налогоплательщиком законности проведения проверки, что в свою очередь подтверждается инициированием отдельного процесса об обжаловании соответствующего приказа.

В случае применения административного ареста возникает еще один вопрос: с какого момента действует административный арест активов — с момента принятия решения налогового органа о применении административного ареста активов или с момента начала процедуры описи имущества? С учетом этого рекомендуется воздержаться от распоряжения имуществом с момента получения решения о применении административного ареста активов.

Кроме того, в последнее время участились случаи, когда налогоплательщики в принципе не допускают налоговиков к какой-либо проверке. Таким плательщикам налогов остается готовиться к невыездным проверкам контролирующих органов.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Игры с Ассоциацией

В фокусе

КонтрАКТ

Новаторский поход

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство упрощает порядок концессии

Государство и юристы

Судебная платформа

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предоставление аудиовизуальных услуг урегулируют

Государство и юристы

Текст на пригодность

Государство и юристы

Новости законотворчества

Определен порядок посещения Минюста

Государство и юристы

Ввести счеты

Участки — в памяти

Документы и аналитика

Заменительная история

Нотариальная норма

Книжная полка

Антимонопольные положения

Неделя права

Зарплатный вход

Отборная помощь

Право с выражением

Европейский опыт

Неделя права

Новости из-за рубежа

Нью-йоркская юрфирма отсудила гонорар успеха в размере 44 млн долл. США

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд признал неправомерным бездействие КМУ

КААС подтвердил законность решения об утверждении регламента ВКДКА

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» консультирует ІТ-дистрибьютора по вопросам взыскания задолженности

АО IMG Partners защитило интересы ГК Freedom Farm в судебном споре

АО Arzinger — советник по привлечению кредита аграрной компанией

ЮФ «Астерс» выступила юрсоветником в связи с приобретением компанией Triton Fund сегмента теплообменников компании GEA Group

Отрасли практики

Ликвидационный фон

Хозпросчет

Обеспечение без опасности

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Мыслить глобально

Решения недели

Судебная практика

Не абсолютное право

Отношения без оценки

Не истребовали трудовую

Самое важное

Публичный состав

Соглашение перемирия

Иллюстрация к люстрации

НДС электронно

Судебная практика

Право по курсу

Судебная практика

Судебные решения

Получение публично обещанного вознаграждения потребителем банковских услуг не влияет на условия выплаты пособия по безработице

Судебная практика

Отчет комиссара

Судебная практика

Судебные решения

Полномочия поверенного

Судебная практика

Самовыдвиженцы от партий

Судебная практика

Судебные решения

Особенности налогообложения совместной деятельности по использованию недр

Судебная практика

Проблемные банки

Тема номера

Публичное вступление

Положение связывает

Проставить многоточие

Частная практика

Проверочный ход

Інші новини

PRAVO.UA