Не секрет, что Налоговый кодекс (НК) Украины (по сравнению с предыдущим законодательством) существенно расширил возможности налоговых органов по проведению проверок налогоплательщиков. Полномочия контролирующих органов увеличились не только благодаря введению новых видов проверок, но и вследствие того, что нормами НК Украины предусмотрен значительный объем оснований для их проведения.
Как следствие, со вступлением в силу Налогового кодекса Украины не раз возникали инициативы по ограничению осуществления налоговых проверок.
Так, 2 апреля с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно упорядочения проведения проверок».
Указанный законопроект предлагает дополнить пункт 77.2 статьи 77 Налогового кодекса абзацем 3, согласно которому налогоплательщики — производители промышленной и сельскохозяйственной продукции, которые в течение последних пяти лет не сокращают объемы производства основной продукции и рабочие места, увеличивают суммы уплачиваемых налогов и сборов, своевременно производят расчеты с государственным и местными бюджетами, включаются в план-график проведения проверок не чаще чем раз в пять календарных лет.
Кроме того, будет введен запрет на проведение налоговыми органами любых проверок на основании анонимных заявлений, жалоб и других обращений, а также иной необоснованной информации.
Документальная внеплановая проверка об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами по закону, согласно подпункту 78.1.13 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины, сможет проводиться в случае получения только обоснованной информации об уклонении от налогообложения.
Однако введение такого уточнения в положения Налогового кодекса Украины вряд ли будет достаточно эффективным и полезным для налогоплательщиков, поскольку законопроект должным образом не раскрывает, какая информация, полученная налоговыми органами, должна считаться обоснованной. Например, достаточно для налогового органа жалобы от работника предприятия или это все же должно быть сообщение от других контролирующих или правоохранительных органов о выявлении ими соответствующих фактов.
ФОРСЮК Вита — заместитель руководителя практики налогового права ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…