В среде юристов неоднократно поднимался вопрос о полномочиях должностных лиц Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Госнадзортруд). С 2000 года, когда было принято положение об этом департаменте и дано расширенное определение его компетенции, практикующие юристы и работодатели просили уточнить формулировки этого нормативного акта. В январе нынешнего года данное положение отменили, и вместо него Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2003 года было принято новое, которое, однако, не внесло никакой ясности и большую часть критикуемых положений оставило без изменений.
Понятие «законодательство о труде» достаточно широкое и неконкретное, по крайней мере, для осуществления надзорной деятельности. В предыдущих редакциях положения о Госнадзортруде конкретизировалась сфера проведения проверок работниками департамента (трудовые договоры, ведение трудовых книжек, рабочее время и время отдыха, возмещение ущерба, трудовая дисциплина, работа женщин, молодежи, инвалидов и других категорий граждан и т.п). Новая редакция необоснованно расширяет эту сферу, предоставляя служащим департамента право проверять любую документацию и требовать объяснений, если они хоть каким-то образом связаны с законодательством о труде.
НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ ХУЖЕ ТАТАРИНА
Много вопросов вызывает право служащих департамента без предупреждения, в любое время, посещать административные и производственные помещения работодателей. Естественно, такой подход не способствует нормальному функционированию предприятий и учреждений.
Больше не используются плановые и внеплановые проверки — такие термины в положении отсутствуют. Редакция от 2003 года не урегулировала этот вопрос, однако, в отличие от предыдущей, обязала проверяющих предъявлять, по крайней мере, служебное удостоверение при посещении предприятий.
Положительным моментом можно назвать отмену права департамента выслушивать отчеты руководителей предприятий по вопросам соблюдения законодательства о труде. С этим связывали две проблемы — во-первых, нигде не была предусмотрена обязанность руководителей давать такие отчеты, а во-вторых, возникали проблемы с выслушиванием руководителей-иностранцев.
Важно отметить, что Кабмин Украины при разработке положения о Госнадзортруде пошел по пути не конкретизации полномочий, а их расширения.
Последний вариант положения от 18 января 2003 года включает норму, согласно которой Госнадзортруда, в соответствии с возложенными на него заданиями, осуществляет контроль не только за соблюдением законодательства о труде, но и об обязательном государственном социальном страховании в части обеспечения реализации прав и гарантий работников.
В связи с этим должностные лица Госнадзортруда наделены правом посещать для проверки соблюдения законодательства о труде и общеобязательного государственного социального страхования административные и производственные помещения работодателей, рабочие органы исполнительных дирекций фондов общеобязательного государственного социального страхования.
ДВОЙНОЙ ПРЕССИНГ
Многие специалисты неоднократно отмечали, что увеличение полномочий контролирующих органов в сфере соблюдения законодательства о труде усиливает давление со стороны государственных органов на руководителей предприятий. Учитывая тот факт, что контроль по вопросам законодательства о труде осуществляется еще одним органом — Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда, являющийся с сентября 2002 года центральным органом исполнительной власти, предприятия испытывают двойное давление.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что необходимость внесения изменений в нормативные документы, касающиеся работы Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде, назрела. Они должны способствовать урегулированию отношений между контролирующими органами и проверяемыми.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…