10 июня с.г. вступил в силу приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 13 мая с.г. № 54. Данным приказом указанное Положение излагается в новой редакции с существенными уточнениями и дополнениями относительно проведения проверок в указанной сфере деятельности.
Начнем с того, что комментируемым документом определяется разделение между плановыми и внеплановыми проверками. В частности, плановая проверка включает проверку соблюдения государственным регистратором законодательства в сфере государственной регистрации и осуществления органом государственной регистрации организационного обеспечения работы государственного регистратора (соответствующего структурного подразделения). Также Госкомпредпринимательства сократил сроки, в которые законодательство обязывает его уведомить орган государственной регистрации о проведении плановой проверки в письменной форме или телефонограммой. Ранее такой срок составлял десять дней до начала проверки, теперь же он сокращен вдвое и, соответственно, составляет пять календарных дней. Кроме того, предусматривается, что в случае плановой проверки, если в одном органе государственной регистрации работает два и более государственных регистратора, их деятельность может проверяться в ходе одной проверки.
Что же касается внеплановых проверок, то следует отметить, что основания для ее проведения остались теми же: поручения Секретариата Президента Украины, Кабинета Министров Украины, обращения народных депутатов Украины, депутатов Верховного Совета АРК, депутатов местных советов, обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, государственных регистраторов, жалобы или обращения граждан или субъектов хозяйственной деятельности, а также результаты проведения предыдущих проверок органа государственной регистрации, во время которых обнаружены факты, свидетельствующие о нарушениях. Кроме того, установлено, что в случае повторного обращения одного и того же гражданина, субъекта хозяйственной деятельности или органа по одному и тому же вопросу внеплановая проверка повторно проводиться не будет.
В начале проверки председатель комиссии должен предъявить руководителю органа государственной регистрации (его заместителю) и государственному регистратору копию приказа о проведении проверки и документы, удостоверяющие личность председателя и членов комиссии (ранее предусматривалось, что предоставляться должно только удостоверение на проверку). Новой редакцией документа более подробно расписан перечень вопросов, которые могут проверяться. В частности, он разбит на четыре группы:
— проверка соблюдения порядка проведения государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. В нее входят: проверка регистрационных дел относительно комплектности документов, подающихся государственному регистратору, ее соответствия требованиям законодательства и полноты данных, указанных в регистрационных карточках, проверка соблюдения сроков осуществления регистрации, проверка соблюдения сроков оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации, выписок и справок из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, проверка соблюдения сроков выдачи уведомлений об отказе в проведении государственной регистрации, выдачи уведомления об оставлении без рассмотрения документов, поданных регистратору, а также соответствие оснований, указанных в таких уведомлениях, требованиям законодательства, проверка соблюдения требований законодательства относительно формирования и хранения регистрационных дел, а также проверка соблюдения порядка и сроков передачи регистрационных дел в случае изменения местонахождения юридического лица, изменения местожительства физического лица-предпринимателя, если новое местонахождение находится на территории другой административно-территориальной единицы, и в случае образования, изменения границ или ликвидации административно-территориальной единицы;
— проверка организационного обеспечения работы государственного регистратора, включающая: проверку полномочий государственного регистратора относительно выполнения им исполнения своих функций (наличие согласования Гокомпредпринимательства на назначение государственного регистратора, распорядительного документа о таком назначении, удостоверение на печать госрегистратора), наличие должностной инструкции госрегистратора, наличие распорядка рабочего дня (дни и часы приема граждан, приема и выдачи документов) и наличие документа, устанавливающего это, проверку организации хранения регистрационных дел и бланков строгой отчетности, проверка обеспечения госрегистратора соответствующей компьютерной техникой, оргтехникой и средствами связи, соблюдение порядка получения госрегистратором судебных решений, подлежащих исполнению, и получения регистрационных дел, а также наличие оформленных для предварительного ознакомления заявителей стендов и полноты размещенной на ней информации относительно порядка проведения государственной регистрации;
— количество обращений и жалоб субъектов хозяйствования и граждан относительно нарушений госрегистратором процедуры проведения регистрации;
— исполнение регистратором и руководителем органа государственной регистрации соответствующих обязательных для исполнения решений Госкомпредпринимательства по результатам предварительных проверок.
Что примечательно, в соответствии с новым Положением, в отличие от предыдущего, комиссия не будет проверять соответствие требованиям действующего законодательства внесение платы за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что новая редакция документа устанавливает и то, каким должно быть содержание акта проверки. Он должен состоять из вступительной, описательной и резолютивной части. Во вступительной части акта указываются дата и номер, тип проверки, орган государственной регистрации, в котором проводилась проверка, основания и сроки ее проведения, состав комиссии и реквизиты приказа, которым она утверждена, а также период, в который проводилась проверка.
Описательная часть должна содержать данные относительно предмета проверки, перечня вопросов, которые проверялись, документы, которые были рассмотрены во время проверки, а также факты, установленные во время проверки.
В резолютивной же части отмечаются заключения о состоянии исполнения госрегистратором и/или органом государственной регистрации требований законодательства, предложения относительно поощрения руководством органа регистрации государственного регистратора, который на профессиональном уровне исполняет возложенные на него обязанности, предложения (в случае наличия) к работе госрегистратора или органа регистрации, перечень нарушений (в случае выявления) в сфере госрегистрации с указанием нарушенных норм законодательства, предложения относительно устранения выявленных недостатков и нарушений, предложения относительно необходимости привлечения госрегистратора к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, а также необходимости обращения к руководству органа госрегистрации с представлением об увольнении регистратора с такой должности, предложения относительно необходимости составления протокола об административном правонарушении, предложения относительно необходимости направления материалов проверки в органы прокуратуры.
Теперь Положением также устанавливается порядок составления протоколов об административных правонарушениях в сфере государственной регистрации. В частности, перечень лиц, имеющих право составлять такой протокол, устанавливается приказом Госкомпредпринимательства. Такой протокол составляется в одном экземпляре и отдельно на каждое должностное лицо, если правонарушение совершено несколькими лицами. К нему прилагаются все материалы, подтверждающие факт правонарушения, которые вместе с самим протоколом формируются в дело об административном правонарушении. Такое дело вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем Госкомпредпринимательства на протяжении пятнадцати рабочих дней с даты составления протокола, направляются в районный суд по месту совершения правонарушения, а копия остается на хранении в Госкомпредпринимательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…