На фоне проверок деятельности субъектов хозяйствования, проводимых органами Государственной налоговой службы (ГНС), проверки деятельности субъектов хозяйствования органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы (органы СЭС) представляются незначительными. Но учитывая возможность применения органами СЭС таких мер, как ограничение, временный запрет или прекращение деятельности, проводимые ими проверки имеют существенное значение для субъектов хозяйствования, и едва ли не большее, чем проверки органов ГНС.
Итак, рассмотрим ряд правовых аспектов проверок, проводимых органами СЭС в отношении субъектов хозяйствования (проверки).
Проведение проверок урегулировано действующим законодательством Украины. Так, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с проверками, являются: Конституция Украины (в части общих вопросов их деятельности как государственных органов и т.п.); Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (Закон); Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре на Украине, утвержденное постановлением КМУ № 1109 от 22 июня 1999 года (Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Украины: «Органы государственной власти… их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины».
В соответствии со статьей 39 Закона проверки представляют собой способ осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. То есть они могут быть проведены исключительно в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Частью 1 статьи 39 Закона установлено, что обязательным условием осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора является существование или определяющая вероятность существования вредного воздействия опасных факторов на здоровье людей. В соответствии с абзацем 12 части 1 статьи 1 Закона обязательным признаком опасного фактора является влияние негативным образом на здоровье человека или возможность такого влияния при определенных условиях.
Согласно части 3 статьи 39 Закона, государственный санитарно-эпидемиологический надзор может быть осуществлен исключительно выборочными проверками — по планам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, или внепланово — в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с Положением.
Абзац 3 пункта 9 Положения устанавливает, что:
— планы проверок утверждаются главным государственным санитарным врачом;
— внеплановые проверки проводятся по решению главного государственного санитарного врача.
В соответствии с абзацем 5 пункта 9 Положения проверка проводится по направлению главного государственного санитарного врача или его заместителей.
Таким образом, проверки могут быть проведены исключительно при существовании следующей совокупности обстоятельств:
1) наличия негативного влияния на здоровье человека или возможности такого влияния при определенных условиях;
2) наличия соответствующего плана органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы и/или соответствующей санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан;
3) утверждения плана главным государственным санитарным врачом (если проверка проводится по плану) или существования решения главного государственного санитарного врача (если проверка внеплановая);
4) существования направления главного государственного санитарного врача или его заместителя.
При этом особо хотелось бы обратить внимание на то, что действующим законодательством предусмотрено только одно обстоятельство, являющееся основанием для проведения проверок соблюдения санитарного законодательства, — заявление гражданина. Соответственно заявление юридического лица не является таким обстоятельством.
Значит, заявления и другие обращения предприятий, учреждений, организаций, государственных органов, их должностных и служебных лиц, а равно и любых иных субъектов (не граждан), не являются основаниями для проведения проверок соблюдения санитарного законодательства.
Так, например, по запросам правоохранительных органов, при отсутствии иных оснований, проверки проведены быть не могут.
Отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос о полномочиях органов СЭС при проведении проверок.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона должностным лицам органов СЭС, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставляются, в частности, следующие полномочия:
— беспрепятственный вход на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению и обязательные для исполнения указания в отношении устранения выявленных нарушений санитарных норм, а также проведение необходимых лабораторных исследований;
— бесплатное получение от юридических и физических лиц и граждан материалов и сведений, статистических и других данных, характеризующих санитарное и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей.
Однако указанные полномочия беспрепятственного входа и бесплатного получения материалов, сведений, статистических и других данных предоставляются должностным лицам органов СЭС исключительно в случае существования указанной выше совокупности обстоятельств. Иначе эти полномочия у должностных лиц органов СЭС отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Украины, «правовой порядок на Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством».
Следовательно, в случае отсутствия указанной выше совокупности обстоятельств, требования органов СЭС, в частности о беспрепятственном входе и предоставлении материалов и сведений, не подлежат обязательному исполнению и могут не выполняться; при этом их требования будут незаконными.
Кроме того, ни Закон, ни Положение, ни какой-либо иной нормативно-правовой акт не содержат требований к срокам предоставления материалов, сведений, статистических и других данных, на бесплатное получение которых уполномочены должностные лица органов СЭС, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В совокупности же с частью 6 статьи 19 Хозяйственного кодекса Украины, в соответствии с которой проверки государственными органами и их должностными лицами должны проводиться с уважением прав и законных интересов субъектов хозяйствования, требования органов СЭС о предоставлении материалов, сведений, статистических и других данных в части «немедленности» не подлежат обязательному исполнению и могут не выполняться. При этом их требования также будут незаконными.
Подведем итоги.
Порядок проведения органами СЭС проверок в отношении субъектов хозяйствования имеет четкие рамки — как в части их оснований, так и полномочий органов СЭС. Действия органов СЭС, выходящие за эти рамки, являются незаконными.
Это обстоятельство дает субъекту хозяйствования возможность эффективно противодействовать попыткам органов СЭС незаконно применить по отношению к нему такие меры, как ограничение, временный запрет или прекращение деятельности.
Для этого субъекту хозяйствования необходимо и достаточно обратиться в суд с административным иском в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины (КАС). Помимо иных эта мера имеет следующие преимущества:
— в соответствии с частью 2 статьи 71 КАС обязанность доказывания правомерности действий будет возложена на органы СЭС;
— в соответствии с частями 3 и 4 статьи 117 КАС в рамках обеспечения административного иска возможно запретить органам СЭС совершать определенные действия, а также приостановить действие их решений или отдельных положений решений.
Итак, в случае совершения органами СЭС незаконных действий при проведении проверок в отношении субъекта хозяйствования, последний имеет возможность эффективным образом защитить свои права и законные интересы.
ТАРАНОВСКИЙ Артем — адвокат адвокатской конторы «ПРАВИС», г. Донецк
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…