Проверка SЭS? Кричите SOS! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №9 (427) » Проверка SЭS? Кричите SOS!

Проверка SЭS? Кричите SOS!

На фоне проверок деятельности субъектов хозяйствования, проводимых органами Государственной налоговой службы (ГНС), проверки деятельности субъектов хозяйствования органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы (органы СЭС) представляются незначительными. Но учитывая возможность применения органами СЭС таких мер, как ограничение, временный запрет или прекращение деятельности, проводимые ими проверки имеют существенное значение для субъектов хозяйствования, и едва ли не большее, чем проверки органов ГНС.

Итак, рассмотрим ряд правовых аспектов проверок, проводимых органами СЭС в отношении субъектов хозяйствования (проверки).

Проведение проверок урегулировано действующим законодательством Украины. Так, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с проверками, являются: Конституция Украины (в части общих вопросов их деятельности как государственных органов и т.п.); Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» (Закон); Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре на Украине, утвержденное постановлением КМУ № 1109 от 22 июня 1999 года (Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Украины: «Органы государственной власти… их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины».

В соответствии со статьей 39 Закона проверки представляют собой способ осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. То есть они могут быть проведены исключительно в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Частью 1 статьи 39 Закона установлено, что обязательным условием осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора является существование или определяющая вероятность существования вредного воздействия опасных факторов на здоровье людей. В соответствии с абзацем 12 части 1 статьи 1 Закона обязательным признаком опасного фактора является влияние негативным образом на здоровье человека или возможность такого влияния при определенных условиях.

Согласно части 3 статьи 39 Закона, государственный санитарно-эпидемиологический надзор может быть осуществлен исключительно выборочными проверками — по планам органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы, или внепланово — в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в соответствии с Положением.

Абзац 3 пункта 9 Положения устанавливает, что:

— планы проверок утверждаются главным государственным санитарным врачом;

— внеплановые проверки проводятся по решению главного государственного санитарного врача.

В соответствии с абзацем 5 пункта 9 Положения проверка проводится по направлению главного государственного санитарного врача или его заместителей.

Таким образом, проверки могут быть проведены исключительно при существовании следующей совокупности обстоятельств:

1) наличия негативного влияния на здоровье человека или возможности такого влияния при определенных условиях;

2) наличия соответствующего плана органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы и/или соответствующей санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан;

3) утверждения плана главным государственным санитарным врачом (если проверка проводится по плану) или существования решения главного государственного санитарного врача (если проверка внеплановая);

4) существования направления главного государственного санитарного врача или его заместителя.

При этом особо хотелось бы обратить внимание на то, что действующим законодательством предусмотрено только одно обстоятельство, являющееся основанием для проведения проверок соблюдения санитарного законодательства, — заявление гражданина. Соответственно заявление юридического лица не является таким обстоятельством.

Значит, заявления и другие обращения предприятий, учреждений, организаций, государственных органов, их должностных и служебных лиц, а равно и любых иных субъектов (не граждан), не являются основаниями для проведения проверок соблюдения санитарного законодательства.

Так, например, по запросам правоохранительных органов, при отсутствии иных оснований, проверки проведены быть не могут.

Отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос о полномочиях органов СЭС при проведении проверок.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона должностным лицам органов СЭС, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставляются, в частности, следующие полномочия:

— беспрепятственный вход на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению и обязательные для исполнения указания в отношении устранения выявленных нарушений санитарных норм, а также проведение необходимых лабораторных исследований;

— бесплатное получение от юридических и физических лиц и граждан материалов и сведений, статистических и других данных, характеризующих санитарное и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей.

Однако указанные полномочия беспрепятственного входа и бесплатного получения материалов, сведений, статистических и других данных предоставляются должностным лицам органов СЭС исключительно в случае существования указанной выше совокупности обстоятельств. Иначе эти полномочия у должностных лиц органов СЭС отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции Украины, «правовой порядок на Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством».

Следовательно, в случае отсутствия указанной выше совокупности обстоятельств, требования органов СЭС, в частности о беспрепятственном входе и предоставлении материалов и сведений, не подлежат обязательному исполнению и могут не выполняться; при этом их требования будут незаконными.

Кроме того, ни Закон, ни Положение, ни какой-либо иной нормативно-правовой акт не содержат требований к срокам предоставления материалов, сведений, статистических и других данных, на бесплатное получение которых уполномочены должностные лица органов СЭС, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В совокупности же с частью 6 статьи 19 Хозяйственного кодекса Украины, в соответствии с которой проверки государственными органами и их должностными лицами должны проводиться с уважением прав и законных интересов субъектов хозяйствования, требования органов СЭС о предоставлении материалов, сведений, статистических и других данных в части «немедленности» не подлежат обязательному исполнению и могут не выполняться. При этом их требования также будут незаконными.

Подведем итоги.

Порядок проведения органами СЭС проверок в отношении субъектов хозяйствования имеет четкие рамки — как в части их оснований, так и полномочий органов СЭС. Действия органов СЭС, выходящие за эти рамки, являются незаконными.

Это обстоятельство дает субъекту хозяйствования возможность эффективно противодействовать попыткам органов СЭС незаконно применить по отношению к нему такие меры, как ограничение, временный запрет или прекращение деятельности.

Для этого субъекту хозяйствования необходимо и достаточно обратиться в суд с административным иском в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины (КАС). Помимо иных эта мера имеет следующие преимущества:

— в соответствии с частью 2 статьи 71 КАС обязанность доказывания правомерности действий будет возложена на органы СЭС;

— в соответствии с частями 3 и 4 статьи 117 КАС в рамках обеспечения административного иска возможно запретить органам СЭС совершать определенные действия, а также приостановить действие их решений или отдельных положений решений.

Итак, в случае совершения органами СЭС незаконных действий при проведении проверок в отношении субъекта хозяйствования, последний имеет возможность эффективным образом защитить свои права и законные интересы.

ТАРАНОВСКИЙ Артем — адвокат адвокатской конторы «ПРАВИС», г. Донецк

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Не просто суд, а третья ветвь власти!?

Деловая практика

Проверка SЭS? Кричите SOS!

Законодательная практика

Пропорционально, но иначе

Что «Made in Ukraine» — Украине!

Комментарии и аналитика

Что нам стоит за деньги дом построить?

Знаки,.. вводящие всех в заблуждение

Кредиты и защита прав потребителей

Неделя права

Какой же суд компетентен?

Конфискация «специализируется»

Предотвратить и преодолеть

АМКУ + TACIS = защита

С историей спорить нежелательно

Реестр событий

Почему горел Оболонский суд

Поставить бы точку, да никак...

ВСЮ никак не может избрать председателя

Четверка смелых судей

Судебная практика

Риски инвестирования в сотрудников

Судебные решения

Особенности наследования по закону

Для получения наследства доказательства проживания с истцом требуют обязательного подтверждения

Последствия сокрытия наследников

Про практику застосування судами України законодавства у справах про деякі злочини проти безпеки дорожнього руху та експлуатації транспорту, а також про адміністративні правопорушення на транспорті

Тема номера

Завещайте побольше, я за все заплачу!

Как наследовать корпоративные права

Трибуна

Не все так плохо с реорганизацией ГИС

Частная практика

Сотрудничество конкурентов

Юридический форум

Молодое поколение юристов

Інші новини

PRAVO.UA