Среди форм защиты гражданских прав и интересов традиционно выделяют юрисдикционную и неюрисдикционную.
Основное различие между этими формами защиты гражданских прав и интересов заключается в том, что при юрисдикционной форме защита прав и интересов осуществляется государственными и общественными органами в определенной процессуальной форме в рамках соответствующих производств (например, обращение в суд, к нотариусу, в орган государственной власти, в третейский суд и т.д.).
В неюрисдикционной форме защита прав и интересов осуществляется в рамках конкретных материальных правоотношений без обращения в государственные и общественные органы самими участниками таких правоотношений (например, самозащита гражданских прав и интересов).
Исковая давность определяется в статье 256 ГК Украины как срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.
Анализируя легальное определение исковой давности в контексте форм защиты гражданских прав и интересов, возникает вопрос: а подлежат ли применению сроки исковой давности при обращении в третейский суд (ведь обращения в третейский суд наряду с судебной защитой прав относятся к юрисдикционной форме защиты прав и интересов)? Если нет, то почему?
Для ответа на этот вопрос необходимо понять, что означает термин «суд» в статье 256 ГК Украины, и связь исковой давности как с третейским судом, так и с судами общей юрисдикции.
Прежде чем перейти к определению термина «суд», необходимо отметить, что Конституция Украины в части 1 статьи 55 предусматривает, что права человека и гражданина защищаются судом, то есть, как разъяснил Конституционный Суд Украины в решении № 9-зп от 25 декабря 1997 года, каждому гарантируется защита прав и свобод в судебном порядке. Суд не может отказать в правосудии, если гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства считают, что их права и свободы нарушены или нарушаются, созданы или создаются препятствия для их реализации или имеют место другие ущемления прав и свобод.
Статья 124 Конституции Украины отмечает, что правосудие на Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.
Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 года в статье 1 предусматривает, что судебная власть на Украине, согласно конституционным принципам разделения власти, осуществляется независимыми и беспристрастными судами, созданными в соответствии с законом. Судебную власть реализуют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные путем осуществления правосудия в рамках соответствующих судебных процедур.
Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Статья 3 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» отмечает, что судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и суд конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов. Единственным органом конституционной юрисдикции на Украине является Конституционный Суд Украины. Судебная система обеспечивает доступность правосудия для каждого лица в порядке, установленном Конституцией и законами Украины.
Закон Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24 февраля 1994 года (для целей настоящего Закона) определяет «суд» как «соответствующий орган судебной системы государства».
Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что термин «суд», который употребляется в актах законодательства Украины, в том числе в статье 256 ГК Украины, следует понимать как орган государственной власти, в компетенцию которого входит осуществление правосудия посредством рассмотрения административных, уголовных, хозяйственных, гражданских и конституционных дел и принятия по этим делам законных и обоснованных решений.
Что касается третейских судов, то Закон Украины «О третейских судах» от 11 мая 2004 года в статье 2 определяет «третейский суд» как «негосударственный независимый орган, который образовывается по соглашению или соответствующим решением заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном настоящим Законом, для решения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений».
Исходя из легального определения третейского суда, необходимо сделать следующие выводы:
а) третейский суд, в отличие от суда, является негосударственным органом;
б) третейский суд хотя и осуществляет разрешение споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений (с определенными ограничениями относительно категорий дел), однако, в отличие от суда, не осуществляет правосудие, являющееся самостоятельным видом государственной деятельности, которую осуществляют органы судебной власти — суды — путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в особой, установленной законом, процессуальной форме гражданских, уголовных и других дел.
Верховный Суд Украины в определении от 2 февраля 2011 года (судебное дело № 6-17457св10) также констатировал, что: «Третейское рассмотрение споров сторон в сфере гражданских правоотношений — это вид негосударственной юрисдикционной деятельности и не является осуществлением правосудия».
Если исследовать взаимосвязь исковой давности с судами, то мы приходим к выводу, что реализация права на судебную защиту зависит от исковой давности, то есть установленного законом срока, в течение которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.
Исковая давность тесно связана с правом на иск, которое включает право на подачу и на удовлетворение иска.
Сроки исковой давности установлены в статьях 257, 258, 268 ГК Украины.
Такой же взаимосвязи как с судами исковая давность с третейскими судами не имеет.
Разрешение споров третейскими судами, как уже было отмечено, является негосударственной юрисдикционной деятельностью, которую третейские суды осуществляют на основании законов Украины путем применения, в том числе, методов арбитража, и которая не является осуществлением правосудия (абзац 5 пункта 4 Решения Конституционного Суда Украины № 1-рп/2008 от 10 января 2008 года).
В украинском законодательстве (в частности, в Законе Украины «О третейских судах») не содержится ни одной нормы, которая бы ограничивала право обращения в третейский суд определенным сроком, в отличие от исковой давности, которая является сроком, в течение которого можно обратиться в суд и получить судебную защиту прав и законных интересов.
Примечательной с этой точки зрения является статья 75 ГК Украины 1963 года, которая обязывала применять исковую давность независимо от заявления сторон не только суды, но и арбитраж, и третейский суд.
Действующий ГК Украины не содержит не только положений о применении исковой давности независимо от заявления сторон, но и положений о том, что она должна применяться третейским судом.
Итак, подводя итоги о возможности применения сроков исковой давности к третейскому рассмотрению дел, отметим:
1. Третейские суды не являются судами в собственном смысле этого слова, а разрешение споров третейскими судами, которые возникают из гражданских и хозяйственных правоотношений (с определенными ограничениями по категориям дел), не является осуществлением правосудия.
2. Право на судебную защиту, предусмотренное в части 1 статьи 55 Конституции Украины и других актах законодательства, не является безграничным во времени — оно ограничено сроком исковой давности, то есть временем, на протяжении которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего нарушенного, непризнанного или оспариваемого права и получить такую защиту.
Разрешение спора третейским судом является реализацией физическими/юридическими лицами своего права на «использование других, не запрещенных законом способов/средств защиты прав» (часть 5 статьи 55 Конституции Украины, статья 15 ГК Украины). Оно не имеет сроков осуществления, предусмотренных законодательством, в отличие от права на судебную защиту.
Так, Верховный Суд Украины в определении от 7 июля 2010 года (судебное дело № 6-14985св08), учитывая положения пункта 3.1 решения Конституционного Суда Украины № 1-рп/2008 от 10 января 2008 года, отметил: «Гарантируя судебную защиту со стороны государства, Конституция Украины одновременно признает право каждого любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств (часть 5 статьи 55 Конституции Украины). И это конституционное право не может быть отменено или ограничено (часть 2 статьи 22, статья 64 Конституции Украины). Способами реализации права каждого защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств в сфере гражданских правоотношений являются обращение в третейский суд (в предусмотренных Законом Украины «О третейских судах» случаях и порядке) и судебная защита. Третейское рассмотрение споров сторон в сфере гражданских правоотношений — это вид негосударственной юрисдикционной деятельности и не является осуществлением правосудия».
3. Предположение о том, что под «судом» в статье 256 ГК Украины подразумевается и третейский суд, является недопустимым, поскольку это приведет не только к отождествлению судов как органов государственной власти с негосударственными независимыми органами, но и к отождествлению судебного способа защиты прав с «другими, не запрещенными законом средствами защиты прав».
КРИВЕНКО Александр — юрист ЮФ «Шкребец и Партнеры», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…