Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 26-27 (1175-1176) » Проведение антимонопольного due diligence

Проведение антимонопольного due diligence

Рубрика Тема номера
Проведение антимонопольного due diligence позволит не только обнаружить «болевые» точки, но и избежать либо уменьшить размеры возможных штрафов

В большинстве случаев due diligence (юридический аудит) является неотъемлемой частью сделок слияния и поглощения (M&A), когда потенциальный покупатель проводит проверку бизнеса, обычно при помощи своих юридических советников. Данный инструмент также используется иногда и продавцом — как часть подготовки бизнеса к продаже. Как правило, стандартный due diligence включает в себя блок антимонопольных вопросов. Однако такие вопросы в большинстве случаев ограничиваются проверкой необходимости получения разрешения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ или Комитет) на концентрацию в рамках запланированной сделки либо же историей отношений с АМКУ за последние пять лет. При этом риски, связанные с возможными нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции, гораздо разнообразнее, а размер штрафов весьма значителен и может достигать 10 % годового дохода (выручки) всей группы компаний нарушителя. Вторая особенность состоит в том, что в зоне риска может находиться, по сути, любой бизнес вне зависимости от рода его деятельности.

Антимонопольный due diligence как раз может стать тем инструментом, который позволит избежать штрафов, а в случае дальнейшей продажи бизнеса — увеличить шансы продавца на более высокую цену и гарантировать новому собственнику отсутствие рисков в части соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции.

 

Антимонопольный due diligence

Такой аудит может охватывать несколько направлений.

Корпоративная история. Это направление включает в себя проверку всех компаний и активов группы в контексте соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции. Задача проверяющего в этом блоке состоит в (а) проверке необходимости (постфактум) получения разрешений на концентрацию при создании/покупке компаний/активов либо назначении некоторых должностных лиц и (б) создании алгоритма проверки необходимости получения разрешения на концентрацию при последующих приобретениях (компаний либо активов) или назначениях топ-менеджмента.

Текущая деятельность. В этом блоке необходимо сфокусироваться на трех направлениях:

– проверка и возможное согласование рекламных материалов, упаковки товара на предмет наличия корректной и достоверной информации. Следует отметить, что за 2019 год нарушения в виде распространения информации, вводящей в заблуждение, составили свыше 80 % от общего количества нарушений в сфере недобросовестной конкуренции (согласно годовому отчету АМКУ);

– проверка договорной базы. Данное направление предполагает проверку договоров компании/группы компаний. В первую очередь речь идет о дистрибьюторских договорах, которые могут содержать положения, которые буду расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства. Это могут быть положения в отношении установления цены перепродажи, скидок, информационного обмена и т.д.;

– проверка внутренних документов — устава, положений о директоре, набсовете и т.д. На первый взгляд кажется, что устав предприятия вообще не имеет отношения к соблюдению антимонопольного законодательства, однако в случае каких-либо спорных вопросов, связанных с определением отношений контроля, именно устав будет одним из основных документов, которые могут усилить вашу позицию в АМКУ или, наоборот, ослабить ее.

Государственная помощь. Это касается тех компаний, которые получают какую-либо поддержку за счет государства или местных ресурсов. Такая поддержка включает в себя, помимо прочего, предоставление налоговых льгот, рассрочку либо отсрочку по уплате налогов, а также выдачу кредитов на льготных условиях. Хотя обязательство по уведомлению АМКУ лежит на субъекте, который предоставляет государственную помощь, возвращать деньги придется именно ее получателю. Поэтому на этапе планирования получения государственной поддержки желательно убедиться в том, что такая поддержка не подпадает под определение государственной помощи, а если подпадает, то скоординировать свои дальнейшие действия с органом власти/местного самоуправления, который предоставляет помощь, и подготовить необходимую информацию для ее дальнейшей подачи в АМКУ.

 

Что дальше?

После проведения проверки и определения проблемных моментов необходимо разработать варианты и стратегии минимизации возможных рисков. В некоторых случаях минимизация рисков будет несложной и потребует внесения изменений в какие-то документы, в других это может потребовать значительных денежных и временных затрат. В любом случае необходим индивидуальный подход с учетом характера нарушения. Например, если речь идет о нарушениях в разделе корпоративной истории, то здесь решение обнаруженной проблемы будет зависеть от давности нарушения, т.к. срок привлечения к ответственности за концентрацию без разрешения Комитета составляет пять лет. Если нарушение произошло менее пяти лет назад, одним из вариантов может быть добровольное признание факта нарушения перед АМКУ и получение разрешения на концентрацию постфактум. Правда при этом придется заплатить еще и штраф, но добровольное признание послужит смягчающим обстоятельствам. Если речь идет о дистрибьюторских договорах, то здесь в первую очередь необходимо согласовать внесение изменений в документы и т.д.

В целом проведение антимонопольного due diligence позволит не только обнаружить возможные «болевые точки», но и избежать штрафа либо уменьшить его размер. В идеале после проведения антимонопольного due diligence у вас должен быть составлен чек-лист (общий и более точечный), а также разработан алгоритм действий (с учетом специфики бизнеса) при проведении проверки и в случае обнаружения проблемы. При принятии решений о расширении деятельности, разработке рекламных материалов, получении помощи от государства именно эти документы помогут определить, будут ли такие действия/информация составлять нарушение законодательства или нет, а также позволят вовремя отреагировать на возможные недостатки, чтобы не допустить нарушения либо минимизировать его последствия.

 

ГРИЩЕНКО Анна — руководитель практики антимонопольного права Pavlenko Legal Group, г. Киев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Системный сбой

Акцент

На ошибках мучатся

В фокусе: сплит

С 1 июля 2020 года регулятором небанковских финансовых учреждений стал НБУ

Государство и юристы

Законопроект №3485 поддержан Верховной Радой Украины в первом чтении и готовиться ко второму

Цель забот

Дайджест

Необходимая оборона — оправдание убийства?

Конспект

Неожиданный оборот

Новости

Новости из зала суда

Новости юридических фирм

Новости законодательства

Новости ЕСПЧ

Отрасли практики

Возразить по чтениям

Суррогатное материнство в Украине

Борьба с контрафактной и пиратской продукцией должна стать государственным приоритетом

Репортаж

Собирательный образ

Самое важное

Legal успеха

Ввернуть вспять

Судебная практика

Квалификация преступления по статье 369-2 УК Украины возможна и без примечания к ней

Мораторий на взыскание жилья запрещает и перерегистрацию права по ипотечной оговорке

Тема номера

Раскрыть сданные

Оспаривая решение АМКУ в суде, истец оспаривает квалификацию своих действий

Гарантийное обязательство

Разрешение на концентрацию выдается после оценки горизонтальных и вертикальных связей между объектом приобретения и другими активами покупателя

Комплексные процедуры

Установить согласие

Проведение антимонопольного due diligence

Частная практика

В новом амплуа

Центр повышения квалификации

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: