Уплата налогов — это практически единственная сфера, которая волнует представителей бизнеса и не только и за законодательными изменениями которой пристально наблюдают.
Так уж сложилось, что налоговое законодательство у нас меняется в первых числах января и в дальнейшем вносятся точечные изменения в различные законодательные акты по тому или иному вопросу. Этот год не стал исключением. Напомним, что с января с.г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата на Украине» от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII. Во исполнение данного документа Кабинет Министров Украины в течение шести месяцев должен принять ряд нормативных актов для урегулирования новых или измененных норм.
В частности, речь идет о полноценном запуске электронного кабинета и введении единого счета для уплаты налогов и сборов. Первый шаг в этом направлении уже сделан — приказом Министерства финансов Украины от 14 июля 2017 года № 637 утвержден порядок функционирования электронного кабинета налогоплательщика, которым определены общие принципы функционирования информационно-телекоммуникационной системы «Электронный кабинет», процедуры идентификации пользователей, взаимодействия с налогоплательщиками и государственными органами посредством электронного кабинета. Полноценно система должна заработать с 1 января 2018 года, поскольку приказом Минфина на ГФС возлагается обязанность именно до этой даты обеспечить создание информационно-телекоммуникационной системы «Электронный кабинет» на базе существующего электронного сервиса «Электронный кабинет плательщика», функционирующего в опытной эксплуатации.
Что касается введения единого счета для уплаты налогов и сборов, то отметим, что Кабинет Министров Украины разработал и подал на рассмотрение парламента два законопроекта: о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно введения единого счета для уплаты налогов и сборов и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (законопроекты № 7034 и № 7035).
В соответствии с законопроектом № 7035 Налоговый кодекс Украины дополняется новой нормой — статьей 351, раскрывающей понятие «единый счет» и регулирующей порядок ведения такого счета. Итак, единый счет — это счет, который налогоплательщик по собственному желанию имеет право открыть в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, и использовать для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, предусмотренным настоящим Кодексом, и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Отметим, что единый счет не используется налогоплательщиком для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогу на добавленную стоимость и акцизного налога с реализации горючего. В частности, следует напомнить, что для расчетов по этим налогам введена система электронного администрирования (СЭА).
В то же время законопроектом предусмотрено, что налогоплательщик имеет право перечислять средства с единого счета на счета, открытые в СЭА для налога НДС и реализации горючего.
Уплата налогов и сборов (кроме НДС и акцизного налога с реализации горючего), единого социального сбора будет производиться через электронный кабинет налогоплательщика на единый счет, открытый для плательщика с его согласия (по его желанию) на центральном уровне Государственной казначейской службы.
Для осуществления таких операций налогоплательщик в своем электронном кабинете на основании размещенной в нем информации о суммах денежных обязательств, в том числе по результатам проверок, предельных сроках их уплаты и/или налогового долга формирует электронные расчетные документы на перевод средств с наложением электронной цифровой подписи налогоплательщика.
Предусматривается также порядок закрытия единого счета. В частности, он закрывается на основании уведомления о закрытии единого счета, полученного от налогоплательщика, или сообщения о принудительном закрытии единого счета, поступившего от уполномоченных органов, в случае внесения информации в реестры о прекращении юридического лица или его обособленного подразделения либо о прекращении предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя. Законопроектом № 7035 также урегулирован порядок возврата остатков средств на едином счете в случае его закрытия.
Вместе с тем законопроект предусматривает, что при наличии у налогоплательщика налогового долга возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства осуществляется только после полного погашения такого налогового долга плательщиком налогов.
В соответствии с переходными положениями законопроекта система единого налогового счета должна заработать не позднее 1 июля 2018 года. Закон (в случае его быстрого принятия) вступает в силу с 1 января 2018 года, но с оговоркой, что функционирование единых счетов начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения в работу программного обеспечения взаимодействия информационных систем центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.
Второй законопроект также разработан во исполнение Закона Украины от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII и направлен на обеспечение эффективного функционирования единого счета. В частности, законопроектом №7034 вносятся изменения в Законы Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и «Об исполнительном производстве».
Как предусмотрено изменениями, запрещается обращение взыскания и наложение ареста на денежные средства на единых счетах налогоплательщиков, открытых в порядке, определенном статьей 351 НК Украины, на средства на счетах налогоплательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость и в системе электронного администрирования реализации горючего. Напомним, что сегодня запрет касается только счетов плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость.
Данный законопроект также должен вступить в силу с 1 января 2018 года.
К слову, для реализации норм законопроекта № 7035, как следует из пояснительной записки, дополнительные расходы из госбюджета для программного обеспечения электронного кабинета и единого счета составят 1,5 млн грн, а для приобретения серверного обеспечения и настройки телекоммуникационной связи потребуется еще 42,7 млн грн.
По мнению авторов этих законодательных инициатив, в случае принятия законопроектов будут существенно упрощены процедуры уплаты налогов, расчетов налогоплательщиков, значительно уменьшены финансовые и временные затраты и количество случаев ошибочно или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщиком. Кроме того, данные документы должны поспособствовать упрощению ведения бизнеса, налаживанию партнерских отношений между бизнесом и контролирующими органами. Это именно те факторы, на которые уже давно обращает внимание бизнес в диалоге с контролирующими органами и в процессе подготовки соответствующих законопроектов.
Проверка на конституционность
4 сентября с.г. Пленум Верховного Суда Украины принял решение о внесении конституционного представления относительно проверки на конституционность положения части 8 статьи 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда», а именно — на соответствие части 1 статьи 8, части 1 статьи 19 частям 2 и 3 статьи 22 и части 1 статьи 58 Конституции Украины. Такое решение было принято на сегодняшнем заседании Пленума ВСУ.
Проблема заключается в том, что, изложив в новой редакции Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности» с новым названием «Об общеобязательном государственном социальном страховании», законодатель установил, что не является страховой выплатой возмещение морального (неимущественного) вреда потерпевшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний и членам их семей. Согласно новым положениям, иски теперь подаются не к Фонду социального страхования, а непосредственно к предприятию, на котором работал потерпевший, и срок исковой давности не ограничен.
Таким образом, по мнению судей ВСУ, часть 8 статьи 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» в новой редакции формирует его обратное действие в целом на неопределенный период, что в свою очередь противоречит указанным нормам Конституции Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…