28 декабря 2014 года парламент принял нормативный акт, призванный искоренить многолетнюю проблему тенизации в трудовых отношениях. Речь идет о Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (Закон). Документ еще не начал работать в полную силу, однако уже породил ряд трудностей для бизнеса.
Относительное облегчение
Идя навстречу пожеланиям бизнеса, законодатель позволил радикально снизить единый социальный взнос (ЕСВ). С 1 января 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса применяются с коэффициентом 0,4 в случае, если плательщиком выполняются одновременно четыре условия: 1) общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется доход, хотя бы в 2,5 раза превышает общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014 год; 2) средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30 % по сравнению со средней зарплатой за 2014 год; 3) средний платеж за одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 гривен; 4) средняя заработная плата по предприятию составит не менее трех минимальных зарплат.
Предприятия, которые платили «белые» зарплаты на высоком уровне, не смогут снизить ставки ЕСВ в 2015 году. В кризисное время это маловероятно. Также «скидка» не «грозит» созданным в течение 2015 года предприятиям (поскольку для исчисления требуется база дохода за 2014 год).
При этом увеличиваются штрафы за неуплату или несвоевременную уплату ЕСВ. Фактически это удар по предпринимателям, которые и так работали открыто. При этом вводятся штрафы за непредоставление, несвоевременное предоставление и предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ.
Однако стимулы к повышению ЕСВ недостаточны на фоне увеличения ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и повышения ответственности за несвоевременную выплату заработной платы, считает Юлия Дороговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.
Кнут
Помимо уголовной и административной ответственности, работодатели потенциально могут привлекаться к новому виду ответственности. Государственная инспекция Украины по вопросам труда сможет налагать финансовые штрафы. Так, фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время и выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов наказываются штрафом в 30-кратном размере минимальной зарплаты.
Также установлена ответственность за невыплату минимальной зарплаты — в 10-кратном размере минимальной заработной платы. Штрафы будут налагаться в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины (пока он отсутствует).
Изменилась административная ответственность. Фактический допуск работника к работе без оформления трудовых отношений влечет за собой наложение штрафа в размере от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (до 17 000 гривен). Важно подчеркнуть, что админответственность за нарушения трудовых прав несут не только руководители юрлиц, но и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд. Повысились административные санкции за несвоевременную выплату зарплаты.
В новой редакции изложена статья 172 Уголовного кодекса Украины. Незаконное увольнение работника по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде наказываются штрафом до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет.
При этом недовольны не только работодатели, но и представители лиц наемного труда: Федерация профсоюзов Украины заявляет, что необходимо было ввести пеню за задержку зарплаты, начисляемую в пользу работника.
«Работодатель теперь отвечает за несоблюдение минимальных государственных гарантий оплаты труда, таким образом, оплата фактически отработанного времени при неполном рабочем дне или неделе вне закона. Вряд ли нововведения помогут выведению заработной платы из тени, тем более учитывая то, что уменьшение ЕСВ не применяется к заработным платам менее двух минимальных размеров — ЕСВ на минимальную заработную плату остался тем же», — скептически оценивает эффект от Закона Игорь Корнев, партнер АФ GORO legal.
Нулевой допуск
Согласно измененной редакции статьи 24 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины, работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и уведомления Государственной фискальной службы Украины о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. При этом трудовые договоры не нужно регистрировать в центре занятости.
Таким образом, прием новых работников позволяется только в порядке, определенном КМУ (на его разработку отведено три месяца). Возникает вопрос: можно ли принимать новых сотрудников, пока порядок отсутствует? Некоторые юристы считают законным заключать новые трудовые договоры, но при этом просто уведомлять налоговую службу (как и требует норма Закона). Хотя единства среди юристов нет. «Порядка уведомления нет, налоговая не хочет принимать такие уведомления, а набор сотрудников идет», — рассказывает на примере реальной ситуации в одной из компаний Сергей Сильченко, партнер ЮФ ILF.
Письменная форма трудового договора не вводится как обязательная, хотя такая идея обсуждалась. В то же время одна из новаций может ухудшить положение работника, если нет письменного договора, а трудовые отношения не оформлены приказом работодателя.
Исключается часть 4 статьи 24 КЗоТ Украины: «Трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение не были изданы, но работник фактически был допущен к работе». «Эта норма играет роль гарантий защиты трудовых прав работников, в отношении которых были нарушены требования по оформлению трудовых отношений», — отмечалось в свое время в заключении Главного научно-экспертного управления парламента.
Готов к суду и обороне
Согласно измененному КЗоТ Украины, районные суды рассматривают в том числе дела по иску работников об оформлении трудовых отношений в случае выполнения ими работы без заключения трудового договора и установления периода такой работы. Новая редакция статьи 235 Кодекса позволяет суду при вынесении решения об оформлении трудовых отношений также обязать работодателя выплатить заработок в размере не ниже средней зарплаты по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной заработной платы.
При этом в некоторой степени расширяются возможности по установлению факта наличия трудовых отношений. Государственная инспекция Украины по вопросам труда исключается из перечня органов, на которые распространяется Закон Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Следовательно, внеплановые проверки инспекции можно будет организовывать проще и не только во время рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка. Однако, как известно, парламент принял решение не устраивать внеплановые проверки на малых и средних предприятиях в течение 2015–2016 годов. К тому же финансирование инспекции в последнее время урезали.
Сергей Сильченко считает, что Закон позволит работникам отстаивать свои права в случае неофициального трудоустройства. «Все становится очень просто, — отмечает юрист. — Во-первых, можно послать запрос в налоговую, уведомил ли ее работодатель о заключении трудового договора. Кроме того, можно подать иск о признании факта наличия трудовых отношений». Среди трудностей он называет расчет судьями суммы сокрытых налогов и ЕСВ: «Поскольку судьи не всегда могут взыскать средний заработок, с этим будут проблемы».
Если работник докажет, что он ходил на работу и ему платили заработную плату, подтвердит показаниями свидетелей и другими доказательствами (например, сфотографирует «черную» ведомость), то у него появятся шансы на успех, особенно с учетом того, что налоговая сохранила возможность осуществлять внеплановые проверки по трудовым отношениям (в частности, по уплате ЕСВ). Мораторий на проверки со стороны Гоструда, таким образом, не является препятствием на пути к защите прав работника. Проверяя вопросы начисления ЕСВ, налоговая проверит и наличие трудовых отношений (результаты таких проверок будут доказательством наличия таких отношений).
Можно ли было подавать подобные иски раньше? Как подчеркнул г-н Сильченко, ранее в Гражданском процессуальном кодексе Украины была возможность установления фактов, имеющих юридическое значение. Подобные процессы предусматривали отсутствие спора. Но, как правило, в трудовых отношениях как раз всегда есть спор.
«Конверт» в законе
В то же время существуют и проблемы, которые Закон не решает. Так, не исключены ситуации, когда работодатели будут оформлять трудовые отношения, выплачивать минимальную зарплату, а остальную ее часть — неофициально, «в конверте». Теоретически решить проблему можно было бы за счет введения минимальных гарантий в оплате труда по отраслевому признаку — это исключило бы начисление «минималки» квалифицированному специалисту.
Следует отметить, что обнародованный на сайте Минсоцполитики 20 августа 2014 года проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно минимальных размеров оплаты труда и ответственности за нарушение законодательства о труде» такую новацию содержал. Предусматривалось, что работодатель обязан выплачивать гарантированный размер заработной платы — его определяло правительство с учетом мнения социальных партнеров. Данный подход обязывал бы работодателей осуществлять доплату, если начисленная заработная плата работника ниже гарантированной. «По оценкам экспертов различных институтов, на Украине 40–50 % заработной платы выплачивается работникам по разным теневым схемам», — говорилось в пояснительной записке к законопроекту Минсоцполитики.
Тем не менее специалисты считают введение подобного механизма преждевременным. «Государство не имеет представления о том, сколько платят, допустим, программистам, торговым агентам и т.д.», — объяснил Сергей Сильченко.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…