Пропорциональное взыскание — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (503) » Пропорциональное взыскание

Пропорциональное взыскание

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в большинстве стран мира принадлежит к обязательным видам страхования. Объектом указанного обязательного страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам вследствие дорожно-транспортного происшествия. Однако в случае нанесения ущерба не самим транспортным средством, а прицепом, который буксировался автомобилем, часто возникают споры о распределении ответственности между участниками дорожно-транспортного происшествия и страховой компанией. В данной статье, в качестве примера, приводится одно из таких дел.

В августе 2006 года ООО «Д.» обратилось в Хозяйственный суд Николаевской области с иском к ООО «Т.» и к Национальной акционерной страховой компа­нии «О.» о взыскании 20 612,15 грн. Решением от 11 сентября 2006 года Хозяйственного суда Николаевской области исковые требования были удовлетворены полностью. В пользу ООО «Д.» с ООО «Т.» взыскано 4834,95 грн ущерба и 171,86 грн госпошлины, а с Национальной акционерной страховой компании «О.» — 15 772,20 грн ущерба и 560,81 грн госпошлины.

Постановлением от 21 ноября 2006 года Одесского апелляционного хозяйственного суда решение от 11 сентября 2006 года Хозяйственного суда Николаевской области изменено. Так, резолютивная часть решения была изложена в следующей редакции: «Взыскать в пользу ООО «Д.» с Национальной акционерной страховой компании «О.» в лице Николаевского городского отделения 15 267,20 грн ущерба и 542,68 грн судебных затрат. Взыскать в пользу ООО «Д.» с ООО транспортно-коммерческого предприятия «Т.» 4834,95 грн ущерба, 171,86 грн судебных затрат».

В Постановлении указывалось, что в соответствии с частью 2 статьи 1187 Гражданского кодекса Украины ущерб, причиненный источником повышенной опасности, к которым согласно части 1 этой статьи относятся и транспортные средства, возмещается лицом, владеющим на правовом основании транспортным средством.

Согласно статье 22 Закона Украины от 1 июля 2004 года № 1961 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», страховщик возмещает в установленном этим Законом порядке оцененный вред, который был причинен в результате дорожно-транспортного проис­шествия третьему лицу, при наступлении страхового случая.

Не соглашаясь с судебными решениями, НАСК «О.» в лице Николаевского отделения и ООО ТКП «Т.» обратились в Высший хозяйственный суд Украины с кассацией и просили отменить решения предыдущих инстанций.

НАСК «О.» в лице Николаевского отделения ссылалась на то, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, в частности, пункт 3 части 1 статьи 84, часть 2 статьи 101 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, статья 1194 Гражданского кодекса Украины. ­ООО ТКП «Т.» в свою очередь считает, что судами были нарушены нормы материального права, в частности статья 1194 Гражданского кодекса Украины.

Коллегия судей, принимая во внимание пределы пересмотра дел в кассационной инстанции, проанализировав на основании фактических обстоятельств дела применение норм материального и процессуального права при вынесении обжалованных судебных актов, пришла к выводу об отказе в удовлетворении кассационных жалоб.

Высшим Хозяйственным судом Украины было установлено, что 15 декабря 2004 между НАСК «О.» в лице Николаевского городского отделения (страховщик) и ООО ТКП «Т.» (страхователь) был заключен договор № 411 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с условиями которого объектом обязательного страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам вследствие дорожно-транспортного происшествия, а именно: жизни или здоровью физических лиц, их имуществу и имуществу юридических лиц. Возмещению страховщиком подлежит прямой ущерб, причиненный третьему лицу во время движения транспортного средства, сведения о котором указаны в заявлении и перечне транспортных средств (приложение к вышеуказанному Договору), если имеет место непосредственная связь между движением этого транспортного средства и причиненным им вредом; страховым случаем является дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое произошло при участии указанного в приложении № 1 к Договору транспортного средства страхователя, вследствие которого наступает гражданская ответственность страхователя за причиненный этим транспортным средством вред имуществу, жизни и здоровью третьих лиц.

Всего в соответствии с приложением № 1 к договору ООО ТКП «Т.» застраховало гражданскую ответственность на 7 автомобилей, среди которых был и грузовой автомобиль КАМАЗ 5312 (номер кузова ****, номер двигателя ****). 11 марта 2005 года на автодороге Суммы—Полтава произошло столкновение автомобиля КАМАЗ, принадлежащего ООО ТПК «Т.», который двигался с прицепом, и автомобиля ГАЗ, который принадлежал ООО «Д.».

Постановлением Центрального районного суда г. Николаева от 22 апреля 2005 года при рассмотрении административного дела № **** гр-н Н., водитель ­КАМАЗа 5312, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 124 Кодекса об административных правонарушениях Украины.

ДТП произошло не в результате непосредственного столкновения автомобиля КАМАЗ, номерной знак ****, и автомобиля марки ГАЗ, номер ****, а последнего с прицепом, который буксировал КАМАЗ.

Постановлением Хозяйственного суда Николаевской области от 23 мая 2006 года была назначена судебная автотовароведческая экспертиза, в соответствии с выводами которой от 1 августа 2006 года стоимость причиненных убытков истцу составляет 20 612,15грн.

Законом Украины «Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 года № 2344 определено понятие автомобильного транспортного средства: это колесное транспортное средство (автобус, грузовой и легковой автомобиль, прицеп, полуприцеп), которое используется для перевозки пассажиров, грузов или выполнения специальных рабочих функций. Таким образом, не только сам автомобиль, но и прицеп относится к автомобильному транспортному средству.

Согласно статье 22 Закона Украины от 1 июля 2004 года № 1961 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», страховщик возмещает в установленном этим Законом порядке оцененный ущерб, который был причинен в результате дорожно-транспортного происшествия имуществу третьего лица, при наступлении страхового случая.

Страховым случаем в соответствии со статьей 6 Закона является событие, вследствие которого причинен ущерб третьим лицам во время дорожно-транспортного происшествия, которое произошло при участии обеспеченного транспортного средства, и вследствие которого наступает гражданско-правовая ответственность лица, ответственность которого застрахована по договору.

В соответствии с частью 2 статьи 1187 Гражданского кодекса Украины ущерб, причиненный источником повышенной опас­ности, к которому согласно части 1 этой статьи относятся и транспортные средства, возмещается лицом, которое на правовом основании владеет транспортным средством.

По мнению ВХСУ, предыдущие инстанции правомерно пришли к выводу относительно пропорционального взыскания ущерба с ответчиков, поскольку ДТП произошло и, соответственно, страховой случай состоялся при участии автомобиля КАМАЗ, который согласно договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № **** от 15 декабря 2004 года, заключенному между НАСК «О.» в лице Николаевского городского отделения (страховщик) и ООО ТКП «Т.» (страхователь), был застрахован, и прицепа, который также, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 28 сентября 1996 года № 1175 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которое действовало на момент заключения договора, подлежит страхованию, но застрахован не был.

Поэтому суд исходил из размера страхового платежа как для автомобиля, который составлял 186 грн, так и для прицепа, который составлял 57 грн, всего 243 грн, но взыскиваемая сумма для НАСК «О.» в лице Николаевского городского отделения уменьшена на размер франшизы, которая составляла 510 грн.

Учитывая вышеизложенное, коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины сочла, что хозяйственными судами дана правильная юридическая оценка обстоятельствам дела, поэтому судебные решения, по мнению судей ВХСУ, отвечают действующему законодательству Украины и обстоятельствам дела, и основания для их отмены отсутствуют.

В качестве вывода стоит указать, что в альтернативных проектах Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», которые рассматривались Верховным Советом до принятия указанного Закона, были предусмотрены нормы, устанавливающие определение доли в ответственности в случае нанесения вреда прицепом транспортного средства. Так, например, в одном из законопроектов было указано, что «если ущерб нанесен прицепом (полуприцепом) или другим средством, которое в момент дорожно-транспортного происшествия было жестко связано с тягачом или другим тяговым транспортным средством, в таком случае страховое возмещение потерпевшему лицу выплачивается страховщиком, который застраховал гражданско-правовую ответственность владельца тягача или другого тягового транспортного средства». Кажется разумным включить данную норму в действующий Закон об обязательном страховании, желательно указать степень ответственности владельца транспортного средства, буксирующего незастрахованный прицеп, которым был нанесен ущерб. Единый подход в этом вопросе будет способствовать сокращению подобных исков и позволит разрешать эти вопросы самими участниками ДТП и страховой компанией.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Как КМУ свою работу организовал…

Деловая практика

Заключение на возражение

Законодательная практика

КМУ хочет помочь инвесторам

Бумага привлечет инвестиции

Историческая практика

Баронесса в монашьей рясе...

Комментарии и аналитика

Консолидация дел

О явлении «правового гермафродита»

Если ответчик должен «в натуре» — кредитор о сроках не беспокоится

Неделя права

Конкуренция под защитой… Антимонопольного комитета

Аудиторов банков — в реестр!

Украина — тюрьма для Европы

Минюст дает задний ход

Украине — Офис Совета Европы

Реестр событий

Новые упрощения от Минюста для кандидатов в нотариусы

Зависимая независимость судей

ГИС почти ликвидирована

Судебная практика

Пропорциональное взыскание

«Такі Справи» в ICSID

Судебные решения

О доказательствах в делах по защите прав потребителей

Об определении пределов авторского права

О нюансах рассмотрения дел по возвращению банковских вкладов

О подведомственности дел

О возмещении морального вреда в случае потери трудоспособности

Тема номера

Компенсация за «страдания» в Европе

Проблемы возмещения морального вреда

Частная практика

Юристы + админперсонал = успешная компания

Юридический форум

«Движимый» сервитут: главное — в правильном направлении

Інші новини

PRAVO.UA