Офис реформы административных услуг обнародовал для обсуждения основные положения нового проекта Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания» (законопроект). Разработчики предлагают облегчить процедуру регистрации места проживания путем оформления в режиме онлайн.
Необходимость принятия закона
Как сообщает руководитель сектора политики и реинжиниринга Офиса реформы административных услуг Людмила Рабчинская, один из разработчиков проекта, необходимость принятия закона вызвана тем, что миллионы украинцев не имеют возможности зарегистрировать свое место жительства по причине сложности процедуры. В связи с этим они не могут получить государственные и социальные услуги, устроить детей в школу рядом с местом проживания или вынуждены отказываться от участия в местных выборах.
В чем заключается упрощение порядка
Законопроектом предлагается сократить перечень документов для подачи на регистрацию места жительства: от четырех до одного — декларации. В данном документе необходимо будет указать контактные данные и адрес проживания. Основания для проживания по определенному адресу граждане указывать обязаны не будут. Также предложенный порядок регистрации не предусматривает предварительного согласия и присутствия собственника жилья в органе регистрации.
Предложенный проект закона отменяет предоставление в органы регистрации справок о составе семьи и месте жительства, а штамп о месте регистрации можно поставить в паспорте только по согласию гражданина. Регистрация будет осуществляться в момент обращения. Как сообщает Офис админреформы, регистрация согласно действующему законодательству должна осуществляться за один день, а на практике процедура затягивается до двух недель. Сумму оплаты административного сбора разработчики проекта предлагают оставить в размере 32 грн.
Людмила Рабчинская рассказала, что практика декларативного способа регистрации по определенному адресу уже применяется для юридических лиц. Уполномоченное лицо без документального подтверждения указывает адрес, по которому будет осуществляться деятельность. В то же время такая регистрация не наделяет юридическое лицо какими-либо правами на помещение, в котором оно зарегистрировано.
По словам начальника Главного территориального управления юстиции г. Киева Станислава Куценко, регистрация на основании декларации уже работает в некоторых штатах США, Нидерландах, Латвии, Германии и Литве. Швейцария работает над созданием единого реестра по всей стране, а Польша с 1 января отменила регистрацию места жительства для своих граждан. Г-н Куценко считает, что механизм декларативного принципа регистрации легко вписывается и в украинские реалии.
Информация о зарегистрированных лицах
Вся информация о месте регистрации граждан будет содержаться в Единой информационной системе (ЕИС). Функции по разработке системы и ее ведению возложены на Государственную миграционную службу (ГМС) Украины. ЕИС планируют ввести в эксплуатацию 1 июля 2019 года. Пользоваться ею смогут госорганы, имеющие право доступа к информации о проживании граждан, — Центризбирком и Министерство обороны Украины. К общим (не персональным) данным в системе доступ получат и органы статистики. «Единая информационная система даст возможность органам регистрации по всей территории Украины быстро получить сведения о зарегистрированном лице, чтобы избежать, например, двойной регистрации», — объяснила г-жа Рабчинская. При этом эксперт указала, что доступ к системе будут иметь определенные органы исключительно в целях, предусмотренных законопроектом.
Как избежать злоупотреблений
После проведения регистрации места жительства лица регистрирующий орган уведомляет собственника жилья о том, что по его адресу произошла регистрация. Обращение собственника жилья или местной власти о том, что лицо на самом деле не проживает по адресу места регистрации, может стать основанием для аннулирования такой регистрации. При этом зарегистрированное лицо имеет право доказать законность регистрации, в частности, путем предоставления договора аренды жилья или квитанций по уплате жилищно-коммунальных услуг.
По словам адвоката, члена Общественного совета при Министерстве юстиции Украины Сергея Юрчика, возможны манипуляции со стороны зарегистрированных лиц, к примеру, обращение в суд с иском об устранении препятствий в пользовании имуществом. «Имея регистрацию, лицо фактически имеет право пользоваться жильем», — отметил он.
Раньше разработчики предлагали ввести проверки для подтверждения факта проживания по заявлению собственника, а также в случае смены лицом места регистрации более трех раз в год или при подозрении, что по одному адресу зарегистрировано больше трех семей. Однако общественность не поддержала такие меры предосторожности.
Мнение экспертов
Нововведение вызвало бурное обсуждение в соцсетях. Одни поддержали законопроект, указав, что предложенным способом регистрация уже давно осуществляется в развитых странах, другие выступили против него. Так, по мнению отдельных лиц, только собственник жилья имеет право решать, кто будет зарегистрирован на его квадратных метрах. Также необходимо определить основания, согласно которым гражданин сможет зарегистрироваться: семейные обстоятельства, договор аренды или решение суда.
Г-жа Рабчинская обращает внимание на то, что факт регистрации не влечет за собой прав на жилье или другое имущество, а также не является основанием для вселения или начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Оплата начисляется исключительно на количество лиц, указанных в договоре о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Договор не может быть изменен в одностороннем порядке. Количество лиц в договоре определяется исключительно собственником жилья. По словам эксперта, регистрация необходима прежде всего для учета зарегистрированных граждан, чтобы органы государственной власти точно распределяли ресурсы между населением, а также для предоставления гражданам возможности воспользоваться избирательным и иными правами в непосредственной близости к месту жительства.
Г-н Юрчик видит проблему в том, что наличие зарегистрированных лиц сделает невозможным право собственника приватизировать жилье или распоряжаться имуществом. В настоящее время процедура отчуждения имущества требует согласия всех зарегистрированных лиц.
Ответственность
Следует отметить, что разработчики проекта предусмотрели штрафные санкции за нарушение процедуры регистрации.
Так, во избежание злоупотреблений декларативным правом органы регистрации будут обращаться в суд для применения штрафных санкций за подачу неправдивой информации о месте жительства во время регистрации. Размер штрафа составит 1700 грн.
По мнению г-на Юрчика, фиктивная регистрация лиц в жилье собственника приведет к судебным разбирательствам, а соответственно, к трате времени и средств. «Право собственности является абсолютным и во избежание различных махинаций необходимо предварительное согласие собственника», — подчеркнул адвокат.
В отличие от практики других стран, где к лицам, не имеющим регистрации, применяются штрафные санкции, наши разработчики не предусматривают ответственности за отсутствие регистрации.
Заключение
Дискуссии по поводу разрабатываемого проекта продолжаются, у общественности данный документ вызывает много вопросов, в частности, каким способом собственник жилья будет уведомляться о факте проведения регистрации по его адресу и как принятие законопроекта повлияет на интересы собственников жилплощади.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…