Прокурорская поверка — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (779) » Прокурорская поверка

Прокурорская поверка

Рубрика Тема номера

С 1 декабря с.г. вступает в силу За­кон Украины «О внесении изменений в некоторые законо­дательные акты Укра­ины по вопросам усовершенствования деятельности проку­ратуры» от 18 сентября 2012 года № 5288-VI (Закон). Закон направлен на преодоление существующих проблем, возникающих при осуществлении прокуратурой своих функций, путем оптимизации и сокращения полномочий органов прокуратуры.

Иметь представление

Согласно Закону, изменения вносятся в ряд нормативно-правовых актов Укра­ины, в частности: Уголовный кодекс Укра­ины, Уголовный процессуальный кодекс Укра­ины, Кодекс административного судопроизводства Украины, Кодекс Укра­ины об административных правонарушениях, законы Украины «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей» и т.д., и направлены на уменьшение влияния органов прокуратуры на деятельность физических и юридических лиц.

Так, были отменены полномочия прокурора по вынесению обязательных для исполнения актов прокурорского реагирования и введен единый акт, который может выноситься прокурором в случае выявления нарушения законодательства Украины, — представление.

Представление может подаваться Пре­­мьер-министру Украины, Кабинету Мини­ст­ров Украины, Верховному Сове­ту Авто­ном­ной Республики Крым, Сове­ту министров Автономной Республики Крым, министерствам и другим центральным и местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, воинским частям, общественным объединениям, органам государственного надзора (контроля), должностным и служебным лицам этих органов, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, физическим лицам — предпринимателям. При этом такое представление не влечет за собой автоматической обязанности лица, его получившего, прекратить свою деятельность в части, нарушающей законодательство Украины (например, прекратить действия или устранить нарушения). Однако в случае отклонения представления в целом или частично или несообщения прокурору о результатах его рассмотрения, а также если представление не вносилось, прокурор может обратиться в суд с иском в течение 15 дней.

Таким образом, представление прокурора выступает своеобразной рекомендацией-предупреждением для лица о необходимости устранить нарушение, в то время как обязанность такого устранения нарушения наступает только по решению суда, что, в свою очередь, позволит уменьшить влияние органов прокуратуры на ведение хозяйственной деятельности предпринимателями.

Также Закон требует, чтобы прокурор, его первый заместитель, заместитель выполняли свои полномочия по выявлению правонарушения и привлечению лица к административной ответственности только на основании мотивированного постановления с четким указанием лица и положения действующего законодательства Украины, которое было нарушено, и в чем именно состоит нарушение. Такое постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено.

Закон также предусматривает изменение порядка осуществления прокурорской проверки. Проверки по заявлениям физических или юридических лиц, обращениям и запросам депутатов, кроме заявлений и сообщений об уголовном правонарушении, будут проводиться только в случае их предварительного рассмотрения компетентными органами исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными или служебными лицами или непринятия ними в установленные сроки решений по этим вопросам. Это позволит уменьшить влияние прокуратуры на ведение хозяйственной деятельности предпринимателями.

Также Законом четко определен перечень оснований для представительства прокурором интересов гражданина в суде. С 1 декабря с.г. основаниями для представительства определяются: несостоятельность гражданина по причине физического состояния, недостижение совершеннолетия, преклонный возраст, недееспособность или ограниченная дееспособность, что должно быть подтверждено прокурором путем предоставления суду соответствующих доказательств.

Однако, несмотря на вышеуказанные положительные изменения в законодательство, к Закону также есть достаточно много замечаний.

Несколько ложек дегтя

Необходимо отметить, что некоторые положения Закона не соответствуют положениям Конституции Украины. Не­смотря на это, за прокурорами остаются закрепленными полномочия на проведение общего надзора за соблюдением законов, затрагивающих экономические и межнациональные отношения, охрану окружающей среды, таможню и внешнеэкономическую деятельность, а также функции координации деятельности правоохранительных органов по вопросам повышения эффективности противодействия преступности и коррупции.

Не были внесены и существенные изменения в полномочия прокуратуры в статью 20 Закона Украины «О проку­ратуре». Так, например, за ней ­оста­лось право требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности.

Согласно части 1 статьи 21 Закона Укра­­ины «О прокуратуре», проверки будут проводиться по обращениям органов государственной власти, местного самоуправления, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц, а также по собственной инициативе прокурора. Указан­ная норма нарушает требования статьи 19 Конститу­ции Украины, которая предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Укра­ины. Поскольку новая редакция статьи 21 Закона Украины «О прокуратуре» не предусматривает перечня оснований для проведения проверки по собственной инициативе прокурора, то она может быть в дальнейшем признана неконституционной.

Также в части 3 статьи 21 указанного Закона предусматривается, что прокурор для осуществления проверки принимает постановление, в котором указывает основания относительно возможных нарушений законности и обосновывает ее необходимость. Однако основания для осуществления проверки также остались неопределенными, а потому прокурор будет иметь возможность устанавливать их по своему усмотрению, что может привести к значительным злоупотреблениям.

Согласно новой редакции части 2 статьи 23 Закона Украины «О прокуратуре», представление, в том числе, может быть внесено и в органы местного самоуправления. Однако в соответствии со статьей 144 Конституции Украины и решением Конституционного Суда Украины от 16 апреля 2009 года № 7-рп/2009 решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины приостанавливаются прокурором в установленном Законом о прокуратуре порядке с одновременным обращением в суд. Указанный в Законе порядок внесения представления не учитывает требование действующего законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения в Закон Украины «О прокуратуре» являются важным шагом для приведения функций прокуратуры к европейским стандартам и уменьшения ее влияния на хозяйственную деятельность на Украине. Однако необходимо провести кропотливую работу по совершенствованию достигнутого и заполнению существующих пробелов.

ЛЕВЧЕНКО Сергей — юрист ЮФ «Антика», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

В ответе за тех, кого разместили

В фокусе: PR

Вложение, от которого нельзя отказаться

В фокусе: арбитраж

Арбитражный день календаря

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство изменило Регламент

Государство и юристы

Неадвокатный подход

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесены изменения в закон о персональных данных с учетом предложений Президента

Кворум для общего собрания акционеров предлагается снизить

Государство и юристы

Установка по требованию

Документы и аналитика

Шконка вооружений

Уплаченного не воротишь?

Кадровые новости

Юрисконсульт

В ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри Украина» новые лица

Неделя права

Показатели независимости

Капитальная защита

Неделя права

Новости из-за рубежа

Франция обвинила Google в неуплате налогов

Штрафы делим на два

Неделя права

Их поменяли местами

Юбилейные девяносто

Новости из зала суда

Судебная практика

Подтверждена недействительность решения АМКУ

Суд не удовлетворил апелляцию Ю. Луценко

Производство по делу «ЕЭСУ» приостановлено

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Селепей, Волковецкий и Партнеры» открыла офис во Львове

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует Credit Agricole в связи со слиянием двух дочерних подразделений на Украине

ЮФ Sayenko Kharenko сопровождает получение разрешения АМКУ на слияние «Квест» и Группы «Делл»

МЮФ Integrites отстояла интересы «Фармак»

ЮФ «Волков и Партнеры» представила интересы клиента в арбитраже GAFTA

МЮФ Gide Loyrette Nouel консультирует Zagope Construction и Engineering S.A. касательно строительства кольцевой дороги Киева

Отрасли практики

Мнимый штрафной

Бок торговли

Юристы и банкиры обсудили новеллы законодательства о банкротстве

Резервный фон

Рабочий график

Управление из Москвы

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Нет оснований для пересмотра

Налог доначислен верно

Соблюли процедуру

Самое важное

Во все четыре стороны

Молчание хранят

Проверить по-новому

Восточный прогресс

Судебная практика

Судебные решения

Признание юрлица банкротом является основанием прекращения поручительства

Судебная практика

Проверительные отношения

Тема номера

Изменяй и властвуй

Расширение первой степени

Прокурорская поверка

Частная практика

Посъездные шаги

Юридический форум

В дебатах рождается истина

Искусство инвестировать

Юрисконсульт

Затаив списание

Первым делом – накладная…

Полоса ограничения

Інші новини

PRAVO.UA