С 1 декабря с.г. вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры» от 18 сентября 2012 года № 5288-VI (Закон). Закон направлен на преодоление существующих проблем, возникающих при осуществлении прокуратурой своих функций, путем оптимизации и сокращения полномочий органов прокуратуры.
Согласно Закону, изменения вносятся в ряд нормативно-правовых актов Украины, в частности: Уголовный кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, законы Украины «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей» и т.д., и направлены на уменьшение влияния органов прокуратуры на деятельность физических и юридических лиц.
Так, были отменены полномочия прокурора по вынесению обязательных для исполнения актов прокурорского реагирования и введен единый акт, который может выноситься прокурором в случае выявления нарушения законодательства Украины, — представление.
Представление может подаваться Премьер-министру Украины, Кабинету Министров Украины, Верховному Совету Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, министерствам и другим центральным и местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, воинским частям, общественным объединениям, органам государственного надзора (контроля), должностным и служебным лицам этих органов, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, физическим лицам — предпринимателям. При этом такое представление не влечет за собой автоматической обязанности лица, его получившего, прекратить свою деятельность в части, нарушающей законодательство Украины (например, прекратить действия или устранить нарушения). Однако в случае отклонения представления в целом или частично или несообщения прокурору о результатах его рассмотрения, а также если представление не вносилось, прокурор может обратиться в суд с иском в течение 15 дней.
Таким образом, представление прокурора выступает своеобразной рекомендацией-предупреждением для лица о необходимости устранить нарушение, в то время как обязанность такого устранения нарушения наступает только по решению суда, что, в свою очередь, позволит уменьшить влияние органов прокуратуры на ведение хозяйственной деятельности предпринимателями.
Также Закон требует, чтобы прокурор, его первый заместитель, заместитель выполняли свои полномочия по выявлению правонарушения и привлечению лица к административной ответственности только на основании мотивированного постановления с четким указанием лица и положения действующего законодательства Украины, которое было нарушено, и в чем именно состоит нарушение. Такое постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено.
Закон также предусматривает изменение порядка осуществления прокурорской проверки. Проверки по заявлениям физических или юридических лиц, обращениям и запросам депутатов, кроме заявлений и сообщений об уголовном правонарушении, будут проводиться только в случае их предварительного рассмотрения компетентными органами исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными или служебными лицами или непринятия ними в установленные сроки решений по этим вопросам. Это позволит уменьшить влияние прокуратуры на ведение хозяйственной деятельности предпринимателями.
Также Законом четко определен перечень оснований для представительства прокурором интересов гражданина в суде. С 1 декабря с.г. основаниями для представительства определяются: несостоятельность гражданина по причине физического состояния, недостижение совершеннолетия, преклонный возраст, недееспособность или ограниченная дееспособность, что должно быть подтверждено прокурором путем предоставления суду соответствующих доказательств.
Однако, несмотря на вышеуказанные положительные изменения в законодательство, к Закону также есть достаточно много замечаний.
Необходимо отметить, что некоторые положения Закона не соответствуют положениям Конституции Украины. Несмотря на это, за прокурорами остаются закрепленными полномочия на проведение общего надзора за соблюдением законов, затрагивающих экономические и межнациональные отношения, охрану окружающей среды, таможню и внешнеэкономическую деятельность, а также функции координации деятельности правоохранительных органов по вопросам повышения эффективности противодействия преступности и коррупции.
Не были внесены и существенные изменения в полномочия прокуратуры в статью 20 Закона Украины «О прокуратуре». Так, например, за ней осталось право требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности.
Согласно части 1 статьи 21 Закона Украины «О прокуратуре», проверки будут проводиться по обращениям органов государственной власти, местного самоуправления, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц, а также по собственной инициативе прокурора. Указанная норма нарушает требования статьи 19 Конституции Украины, которая предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины. Поскольку новая редакция статьи 21 Закона Украины «О прокуратуре» не предусматривает перечня оснований для проведения проверки по собственной инициативе прокурора, то она может быть в дальнейшем признана неконституционной.
Также в части 3 статьи 21 указанного Закона предусматривается, что прокурор для осуществления проверки принимает постановление, в котором указывает основания относительно возможных нарушений законности и обосновывает ее необходимость. Однако основания для осуществления проверки также остались неопределенными, а потому прокурор будет иметь возможность устанавливать их по своему усмотрению, что может привести к значительным злоупотреблениям.
Согласно новой редакции части 2 статьи 23 Закона Украины «О прокуратуре», представление, в том числе, может быть внесено и в органы местного самоуправления. Однако в соответствии со статьей 144 Конституции Украины и решением Конституционного Суда Украины от 16 апреля 2009 года № 7-рп/2009 решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины приостанавливаются прокурором в установленном Законом о прокуратуре порядке с одновременным обращением в суд. Указанный в Законе порядок внесения представления не учитывает требование действующего законодательства.
Таким образом, можно сделать вывод, что изменения в Закон Украины «О прокуратуре» являются важным шагом для приведения функций прокуратуры к европейским стандартам и уменьшения ее влияния на хозяйственную деятельность на Украине. Однако необходимо провести кропотливую работу по совершенствованию достигнутого и заполнению существующих пробелов.
ЛЕВЧЕНКО Сергей — юрист ЮФ «Антика», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…