«Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может быть, единственное, заслуживающее поддержки, конкурентное преимущество», — сказал Арье де Груз. Одним из методов быстрого обучения, направленного на развитие знаний, умений и навыков, являются тренинги. Этот инструмент довольно активно используется в процессе обучения и кажется весьма привлекательным для современного студента, особенно учитывая разнообразие, удобство времени обучения, форму изложения и быстроту усвоения материалов.
Истинную ценность знаний, полученных в ходе тренингов и подобных образовательных мероприятий, знают работодатели, которые при приеме на работу нового специалиста учитывают все его достоинства. Принимая во внимание специфику юридического бизнеса, важно понимать, какое значение придают юридические компании сертификатам или дипломам, свидетельствующим о прохождении того или иного тренинга. О том, будут ли юристы с большим багажом «сертификатных знаний» более конкурентоспособны на рынке труда, пойдет речь дальше.
При принятии на работу нового юриста оценивается не только уровень знаний, качество полученного образования, опыт работы и коммуникативные качества, но и стремление претендента к саморазвитию, совершенствованию полученных знаний и приобретению новых, — считает партнер ЮФ AGRECA Марина Шарапа. Наличие таких стремлений является гарантией того, что человек не собирается останавливаться на достигнутом, он амбициозен и ему присуще здоровое любопытство, что является важными качествами для юриста. «Индикатором наличия у человека подобных качеств может быть и наличие сертификатов, свидетельств, дипломов. Но здесь существует тонкая грань между желанием получить новые знания и жаждой накопления, коллекционирования, где самоцелью являются не полученные знания, а количество дипломов на стене. Поэтому при приеме на работу важно суметь понять, что на самом деле приоритетно для претендента: знания и личностное развитие с целью наиболее эффективной работы или пополнение коллекции», — комментирует г‑жа Шарапа.
Принятие нового сотрудника в компанию — процесс очень ответственный, поскольку в скором времени после вступления в должность новый человек, как правило, активно втягивается в круговорот дел и вынужден самостоятельно принимать важные для фирмы решения. Поэтому, по словам партнера и директора судебного департамента Ольги Просянюк, в АО «АФ «АКТИО» к этому вопросу подходят очень тщательно, независимо и беспристрастно оценивая все качества человека. Безусловно, все документы, подтверждающие профессионализм нового сотрудника, также должным образом учитываются. «В то же время для нас прежде всего имеет значение наличие у определенного лица не сертификатов, свидетельств или дипломов, а именно знаний, способствующих надлежащему предоставлению клиенту юридических услуг. В некоторых случаях преимущество над какими-либо документами имеет опыт сотрудника в той или иной сфере. Именно он определяет профессиональную пригодность человека и его зрелость как специалиста-практика», — считают в АО «АФ «АКТИО».
Наличие у юриста сертификатов или дипломов, свидетельствующих о прохождении каких-либо тренингов, конкурсов, школ, является преимуществом, однако старший партнер LCF LAW GROUP Артем Стоянов считает, что, несмотря на все это, определяющими всегда являются личностные и профессиональные качества, а не количество «регалий», которыми обладает претендент. Важно умение юриста работать в команде, быть частью единого согласованного механизма, понимать коллег, поскольку именно таким образом легко достичь желаемого результата.
При принятии на работу студентов и молодых юристов в ЮФ «Саенко Харенко» ценят желание кандидатов учиться и развиваться. Поэтому прохождение дополнительных тренингов и программ, участие в научных конференциях, правовых дебатах и конкурсах приветствуется, но не является значительным преимуществом перед кандидатами, не имеющими такого опыта. «При отборе юристов мы используем комплексный подход: оценивается знание языков, академическая успешность, теоретические и практические знания, хорошие коммуникативные и презентационные навыки, а также участие в различных профессиональных мероприятиях», — комментирует руководитель административного отдела ЮФ «Саенко Харенко» Марина Голота.
Примечательно, что управляющий партнер АО «Сергей Козьяков и Партнеры» Сергей Козьяков посещение семинаров, курсов и т.п. в серьезный расчет не принимает, а при принятии на работу он учитывает имя оконченного университета, знание украинского, английского и русского языков, опыт работы или его отсутствие (иногда юриста легче научить с нуля, чем переучивать), способность обучаться, креативность и дружелюбие.
Как видим, курсы и тренинги важны, но, по большому счету, во внимание принимаются личностные и профессиональные качества специалиста, а не наличие сертификатов о прохождении какого-либо курса.
Ценность тренинга во многом зависит от людей, которые являются их преподавателями. Г-н Козьяков считает, что дополнительные знания юристу, как врачу, необходимо получать всю жизнь, непрерывно, но посредством различных тренингов, курсов, школ можно улучшить теоретические и практические знания юриста лишь в том случае, если их ведут опытные ораторы, являющиеся одновременно опытными практиками в той области, которую они преподают. Такого же мнения придерживаются и в АО «АФ «АКТИО»: «Если человек, ведущий семинар или тренинг, действительно разбирается в вопросе и умеет изложить, донести свою идею, то, соответственно, польза от такого тренинга будет весьма значительна. Именно поэтому пользуются популярностью те семинары и тренинги, участие в которых принимают не только юристы-практики, но также представители органов государственной власти и самоуправления, знающие всю процедуру решения вопросов и оформления документов изнутри».
Не вызывает сомнения в ЮФ AGRECA то, что тренинги, курсы и семинары являются довольно эффективным средством расширения знаний, но лишь при наличии двух условий: высокого качества тренинга и желания участника получить новые знания, а также научиться их применять. К большому сожалению, уровень тренингов и семинаров, которые проводятся, в частности в Киеве, несмотря на их возросшее количество и разноплановую тематику, продолжает оставаться довольно низким, — считает г-жа Шарапа.
Какие же тренинги необходимо проводить и посещать? Артем Стоянов считает, что наиболее полезными для практикующих юристов являются курсы ораторского искусства: такое обучение вносит колоссальный вклад в личностное развитие, человек преодолевает страх, приобретает уверенность в себе, учится выражаться четко и аргументированно, становится более наблюдательным и внимательным к слушателям. Также полезны тренинги по медиации — они помогают юристу увидеть и понять проблему клиента таким образом, чтобы решить ее в досудебном порядке (медиация), что всегда является наиболее выгодным для клиента и в будущем всегда приносит свои плоды в виде рекомендаций.
Мотивирует и поощряет обучение и развитие персонала и ЮФ «Саенко Харенко». Наиболее способные юристы получают рекомендации для поступления в самые престижные высшие учебные заведения Европы и США. Также фирма инициировала проведение четырехмесячных курсов Legal Writing для молодых юристов, которые позволили сотрудникам значительно улучшить навыки письменного английского языка.
Регулярно знакомятся с предложениями рынка и интересуются проводимыми семинарами, круглыми столами и прочими мероприятиями и юристы АО «АФ «АКТИО», которые, однако, считают, что не во всех семинарах есть смысл участвовать, поскольку порой случается, что специалисты компании значительно превосходят по накопленному опыту и по уровню знаний тех людей, которые проводят семинар. «Именно потому мы пытаемся подходить к отбору мероприятий крайне выборочно, чтобы получить от них максимально возможный положительный результат», — комментирует г-жа Просянюк.
Преподаватель и одновременно практик с более чем 20-летним стажем Сергей Козьяков хорошо ориентируется в ценности тренингов, курсов и школ: «Среди таких мероприятий более 90 % пустышек. Однажды наш юрист побывала на семинаре по земельному праву. В письменных материалах, которые она получила, было около 60 (!) ошибок. В частности, в ссылках на Кодекс об административных правонарушениях были ссылки на нарушения Правил дорожного движения вместо ссылок на статьи, имевшие отношение к теме семинара. В практике нашей фирмы мы предпочитаем тратить деньги на учебу юристов, связанную с развитием новых практик, например, в области права международной торговли и конкурентного права, в том числе стажировки в офисах зарубежных юридических фирм. Хочу подчеркнуть, что в большинстве случаев тренинги проводятся в «классических» юридических практиках: судебная, налоговая, земельное право, уголовный процесс. Почему-то мы забываем, что за последние даже десять лет появились совершенно новые и очень важные юридические практики: в области права международной торговли, конкурентного права, слияния и поглощения». Г‑н Козьяков задается вопросом: думают ли устроители семинаров и школ о том, что через считанные месяцы будут нужны специалисты по практическим аспектам функционирования Зоны свободной торговли с ЕЭС? Много ли у нас специалистов по правилам и нормам ВТО? Много ли найдется юристов-практиков, которые содержательно, интересно и полезно проведут тренинг по этим вопросам?
Ответ однозначен — не много. Тренинги будут полезны только в случае качественного изложения материала специалистом-преподавателем. А при принятии на работу молодого юриста действительно важны профессионально-личностные характеристики и умение применять приобретенный опыт на практике, а не коллекция сертификатов или дипломов, свидетельствующих об участии в том или ином образовательном мероприятии.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…