Необходимость улучшения инвестиционного климата в стране, привлечение инвестиций, создание инвестиционных условий — топовые темы неоднократных обсуждений как в юридической, так и в политической плоскостях.
В последнее время достаточно актуальными, с точки зрения юридической дискуссии, являются вопросы государственно-частного партнерства и механизмов его реализации, в том числе проблемы законодательного регулирования и попытки их решения.
Не менее интересна, но менее обсуждаема тема национальных проектов, которая достаточно активно анонсируется Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами Украины (Госинвестпроект). Например, национальные приоритеты «Новая энергия», «Новое качество жизни», «Новая инфраструктура», «Олимпийская надежда-2022» включают в себя такие национальные проекты, как «Энергия природы», «Доступное жилье», «Качественная вода», «Чистый город» и др. Низкая активность обсуждения вызвана тем, что сегодня ни один из национальных проектов пока не реализован. Более того, ни один из них не находится в активной стадии реализации. Некоторые, такие как «Воздушный экспресс» или «LNGТерминал», находятся на подготовительной стадии. Например, в рамках проекта «Воздушный экспресс» уже заключено несколько соглашений, в том числе и кредитное, с одним из китайских банков. Тем не менее до начала реализации проекта еще далеко.
Проблема, в первую очередь, заключается в отсутствии достаточного правового регулирования как деятельности Госинвестпроекта, так и правового статуса национального проекта. Отсутствие системности при принятии соответствующих нормативных актов, взаимодействия между Госинвестпроектом и другими центральными органами исполнительной власти, четкого разделения полномочий между ними в процессе реализации национальных проектов, четких механизмов реализации национальных проектов приводит, в итоге, к коллизии полномочий и процедур и, как следствие, к невозможности внедрения проекта.
Действующее законодательство дает следующее определение национального проекта: это проект по приоритетным направлениям социально-экономического и культурного развития, который имеет стратегически важное значение для обеспечения технологического обновления и развития отдельной отрасли реального сектора экономики, развития региона, решения социальных проблем, а также влияет на улучшение качества жизни граждан Украины, внесен в перечень проектов по приоритетным направлениям социально-экономического и культурного развития и в Государственный реестр национальных проектов.
Национальные проекты финансируются за счет средств частных партнеров, международных финансовых организаций, кредитных ресурсов, средств государственного и местного бюджетов (постановление Кабинета Министров Украины (КМУ) от 8 декабря 2010 года № 1255). Обеспечение реализации национальных проектов осуществляется Госинвестпроектом, полномочия которого определены достаточно расплывчато и носят в основном обобщенно-обеспечительный характер.
Процедура подготовки и реализации национальных проектов регламентирована постановлением КМУ № 1255. При этом указанная процедура предусматривает, что выбор инвестора для реализации национального проекта и заключение с ним соответствующего договора совершает Госинвестпроект. Порядок выбора инвестора отсутствует. Имеется только ссылка на то, что выбор инвестора происходит в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При этом декларируется, что большинство национальных проектов реализуются на модели государственно-частного партнерства. Соответствующие предложения готовит Госинвестпроект. И вот здесь начинаются проблемы несоответствия процедур.
Следует отметить, что механизм реализации государственно-частного партнерства четко прописан в Законе Украины «О государственно-частном партнерстве» (Закон о ГЧП). Процедура реализации национальных проектов (постановление КМУ от 8 декабря 2010 года № 1255) не подпадает под прописанный Законом алгоритм действий. Во-первых, Закон о ГЧП четко устанавливает круг лиц, которые могут представлять государственного партнера относительно объектов государственной собственности. Это или КМУ, или уполномоченный им орган, которым является Министерство экономического развития и торговли Украины. К компетенции указанных органов относятся принятие решений о государственно-частном партнерстве, проведение конкурса, утверждение его результатов, заключение договоров и контроль за их исполнением. Более того, выбор частного партнера совершается исключительно на конкурсной основе, а одним из признаков государственно-частного партнерства является долгосрочность отношений — от 5 до 50 лет.
В то же время при реализации национальных проектов выбор инвестора осуществляет Госинвестпроект, он же заключает договор и контролирует его исполнение. Процедура отбора не предусмотрена, и требования относительно конкурса также отсутствуют (за исключением случаев, предусматривающих совместное финансирование со стороны государственного партнера за счет бюджетных средств). При этом Госинвестпроект декларирует в качестве основного приоритета реализации национальных проектов ее ограниченный срок (не более четырех лет).
Существует еще один не менее важный аспект, который не урегулирован достаточно скромным объемом правовой базы, регламентирующей вопросы реализации национальных проектов. Это вопрос взаимодействия органов государственной власти, задействованных в проекте, в частности органов управления имуществом, которое может быть задействовано в процессе реализации проекта с Госинвестпроектом и частным инвестором. Например, в соответствии с утвержденным КМУ технико-экономическим обоснованием проекта «Воздушный экспресс» (постановление КМУ от 28 марта 2011 года № 335) его реализация предполагает использование как имущества, принадлежащего ГП «Международный аэропорт «Борисполь» (в том числе земли), так и имущества, принадлежащего Укрзализныце. При этом указанные предприятия не задействованы в проекте, в то время как вопросы использования и распоряжения имуществом госпредприятий очень четко регламентированы, особенно это касается Укрзализныци, которая на этом этапе находится в процессе реформирования.
И таких нюансов, которые делают существующую процедуру реализации национальных проектов абсолютно нерабочей, — очень много.
Попытки совершенствования и интегрирования процесса реализации национальных проектов в процедуру государственно-частного партнерства уже были. Сегодня в Верховном Совете Украины зарегистрирован законопроект № 9638 от 22 декабря 2011 года «О национальных проектах Украины», однако, согласно заключению Главного научно-экспертного управления, законопроект предлагается отклонить в связи с несогласованностью его положений с Конституцией Украины и действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное, в очередной раз приходим к выводу, что главное для развития инвестиционного климата на Украине — это системность и согласованность нормативно-правовых актов, а не их количество и разнообразие.
ШАРАПА Марина — адвокат, партнер ЮФ AGRECA, г. Киев,
ЮРЕЦ Елена — юрист ЮФ AGRECA, г. Киев
Алена БОРИЕВА,
старший юрист АФ «Династия»
Украинская власть хочет показать, что назло всем бедам, которые за последние годы свалились на нашу страну, некоторые смелые инвесторы все же соглашаются вкладывать деньги в украинскую экономику. Ведь практическая реализация национальных проектов является неэффективной и направленной на обогащение провластных бизнес-структур.
Вопросами реализации государственной политики в сфере инвестиционной деятельности заботится Госинвестпроект. Нацпроекты должны реализовываться на принципах государственно-частного партнерства: частичное финансирование проектов государством, основную часть, 80 — 90 %, должны профинансировать привлеченные инвесторы.
По мнению многих экспертов, сегодня Украина теряет свою инвестиционную привлекательность, а иностранных инвесторов, желающих рисковать собственными деньгами, в пределах государственно-частного партнерства нет. Относительно мнений отечественных инвесторов, то далеко не все согласны обременять свои внутренние процессы управления сотрудничеством с государством.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…