Ни для кого не секрет, что существующая нормативная база не позволяет гражданам Украины в полной мере реализовать предусмотренное статьей 47 Конституции Украины право на жилье, его эффективное содержание и сохранение. Более того, действующим законодательством не предусмотрен качественный и эффективный механизм защиты интересов и прав вкладчиков при инвестировании средств в жилищное строительство. Не так давно утихли скандалы с обманутыми вкладчиками «Элита-Центра» и других недобросовестных застройщиков.
Однако упрекать законодателей в отсутствии каких-либо сдвигов не стоит. За последние несколько месяцев в Верховном Совете Украины было зарегистрировано несколько проектов регуляторных актов в данной сфере. Прежде всего следует отметить проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования государственного регулирования в сфере строительства жилья и недопущения махинаций, аналогичных ситуации с «Элита-Центром») № 2244 от 19 марта 2008 года, автором которого является народный депутат Семинога А.И.
Положениями данного законопроекта предлагается внести ряд существенных изменений в Закон Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью». В частности, указанными изменениями управляющему фондом финансирования строительства (ФФС) запрещается привлечение средств до получения застройщиком разрешения на строительство.
Статья 14 действующей редакции Закона Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью» предусматривает, что физические или юридические лица становятся доверителями ФФС после передачи средств в управление управляющего ФФС и заключения с последним договора участия в ФФС. Законопроект дополняет вышеуказанную статью положением, согласно которому договор участия в ФФС является заключенным с момента его государственной регистрации.
Кроме того, обязательным условием заключения договора между управляющим ФФС и застройщиком является наличие у застройщика договора обязательного страхования ответственности перед вкладчиками ФФС при проведении строительно-монтажных работ от рисков срывов сроков строительства и причинения морального и материального ущерба, нанесенного некачественным выполнением строительных работ.
Законопроектом также предлагается внести изменения в часть 3 статьи 14 вышеупомянутого Закона. Согласно предложенным поправкам, предлагается установить, что любые расчеты доверителей с управляющим ФФС осуществляются исключительно через банковские платежные системы. Также система функционирования ФФС должна предусматривать возможность досрочного прекращения управления имуществом по инициативе доверителя не только при уменьшении объема подтвержденного заказа на строительство, но и при наличии любых очевидных оснований считать, что сроки строительства будут нарушены.
Законопроект предусматривает обязательное лицензирование деятельности по финансированию жилищного строительства за счет использования негосударственных средств, привлеченных прямо или опосредованно от физических или юридических лиц, в том числе в управление.
Согласно части 1 п. 2 законопроекта, предлагается внести изменения и в статью 8 Закона Украины «О рекламе», в соответствии с которой запрещено распространение рекламы строительства жилья без указания информации обо всех субъектах — участниках строительства и наличия соответствующей разрешительной документации, а также отведения земельного участка под застройку.
В свете подобного наведения порядка в сфере инвестирования в жилищное строительство следует упомянуть проект постановления Верховного Совета Украины «О создании временной следственной комиссии Верховного Совета Украины для выяснения причин установления необоснованно высоких цен на жилье в г. Киеве, других городах Украины, а также неисполнения застройщиками обязательств по договорам об инвестировании в жилищное строительство» № 2087, внесенный на рассмотрение 18 февраля 2008 года народными депутатами Украины Билозир О.В., Ващук К.Т., Коновалюком В.И. и др.
Согласно проекту постановления, временная следственная комиссия должна не только выяснить обстоятельства установления на Украине явно завышенных цен на жилье и нарушения застройщиками условий инвестиционных договоров, но и причины бездеятельности должностных лиц государственных структур и органов местного самоуправления, а также разработать и внести на рассмотрение Верховного Совета предложения об усовершенствовании законодательства с целью создания эффективного механизма регулирования отношений на рынке жилья, надлежащего исполнения условий инвестиционных договоров, механизма защиты интересов инвесторов — граждан Украины.
Наличие таких проектов нормативных актов свидетельствует о позитивной динамике процесса совершенствования такой «несовершенной» сферы правоотношений. Остается надеяться, что вышеупомянутые проекты останутся в поле внимания законодателя и трансформируются в действующие регуляторные акты, способные вернуть доверие к инвестированию в жилищное строительство.
МОРОЗ Андрей — юрист, ЮФ «Лавринович и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…