Как известно, 29 ноября 2002 года в Положение о государственном хозрасчетном предприятии Агентство по вопросам банкротства, утвержденное приказом Министерства экономики Украины № 114 от 6 июня 2000 года, были внесены изменения относительно участия этого органа в процедуре банкротства предприятий с долей государственной собственности в уставном фонде. Изменения коснулись и работы арбитражных управляющих, повышения их профессионального уровня, разработки Агентством системы мер по повышению их квалификации.
Согласно Закону Украины № 2864-III от 29 ноября 2001 года «О введении моратория на принудительную реализацию имущества», устанавливается мораторий на принудительную реализацию имущества предприятий и хозяйственных обществ, в уставном фонде которых доля государства составляет не менее 25%. В связи с этим также возникает ряд вопросов о том, необходимо ли вводить процедуру ликвидации по предприятиям, упомянутым в этом Законе, и каковы требования к суду по истечении срока ликвидации этих предприятий. На эти вопросы мы попросили ответить председателя Агентства по вопросам банкротства Виталия Струкова.
Виталий Струков отметил, что с начала деятельности Агентства, с середины 2000 года, главными его задачами являются реализация полномочий государственного органа по вопросам банкротства, которые определены Министерством экономики в вышеупомянутом Положении, и предоставление услуг в процессе ведения дел о банкротстве. Агентство было наделено полномочиями, позволяющими при осуществлении процедуры банкротства защищать интересы государства.
Как свидетельствует судебная практика по банкротству государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности, очень часто в ходе процедуры санации интересы государства нарушаются. «Поэтому дополнения и изменения в Положение об Агентстве, связанные с разработкой Агентством планов санации государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности, были вызваны необходимостью усилить защиту интересов государства», — указал Виталий Струков. Кроме того, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции, которому подчиняется Агентство по вопросам банкротства, наделило последнее правом проводить разработку и экспертизу планов санации предприятий. В начале этого года Агентством будет утвержден типовой план санации, отвечающий всем требованиям законодательства о банкротстве и приватизации.
Затронув вопрос о повышении профессионального уровня арбитражных управляющих, Виталий Струков сказал, что на данный момент Агентство совместно с Центром по подготовке арбитражных управляющих и одним из высших учебных заведений готовит программу повышения квалификации арбитражных управляющих. Такая программа крайне необходима в связи с недостаточным уровнем знаний и опыта арбитражных управляющих. На сегодняшний день большинство арбитражных управляющих не имеет достаточной подготовки, чтобы вести дела о банкротстве. Это отмечают как судьи, так и другие специалисты в этой сфере. В большой степени проведение мероприятий по повышению квалификации арбитражных управляющих касается работы на средних и крупных предприятиях.
В рамках своих полномочий Агентство проводит аккредитацию арбитражных управляющих. «Сейчас мы разрабатываем порядок определения уровня квалификации и опыта арбитражных управляющих для их разделения по группам аккредитации» — отметил г-н Струков. Одним из направлений повышения квалификации арбитражных управляющих является и предоставление им всех необходимых консультаций. «Мы хотим, чтобы Агентство по вопросам банкротства стало своеобразной платформой для арбитражных управляющих. С одной стороны, мы будем предоставлять им инфраструктуру, которую они не могут себе позволить содержать. Это касается прежде всего привлечения к работе бухгалтеров, юристов. С другой — мы будем предоставлять арбитражным управляющим консультации с практическими рекомендациями по ведению конкретных дел по банкротству».
По вопросу о корректности применения термина «предприятие с долей государственной собственности» Виталий Струков высказал мнение о том, что, действительно, подобные вопросы задают и арбитражные управляющие, и юристы, когда речь идет о банкротстве предприятий. Он пояснил, что этот термин касается предприятий, в уставном фонде которых есть доля государства, и, как правило, имеются в виду пакеты акций этих предприятий, которые принадлежат государству.
«Но если в высших судебных инстанциях будет доказано, что термин «предприятие с долей государственной собственности» неприемлем в правовой терминологии, тогда, возможно, законодатель внесет необходимые коррективы, хотя это сути понятия не изменит», — отметил Виталий Струков.
Сегодня существует ряд проблем по ведению процедуры банкротства госпредприятий. Например, предприятий с государственной долей, которые находились в стадии ликвидации на момент принятия моратория. Для погашения требований кредиторов в этой стадии, как правило, необходимо реализовывать оставшиеся активы. Существует мораторий не запрещает отчуждать объекты недвижимого имущества и другие основные средства, которые не обеспечивают производственную деятельность этих предприятий. Однако четкий порядок определения непроизводственных основных средств, кто и как определяет такие активы, не установлен.
Поэтому в большинстве случаев процедура банкротства приостанавливается, несмотря на наличие задолженности по зарплатам и налогам.
«Мы ожидаем принятия изменений в законодательстве по усовершенствованию механизма принудительной реализации имущества предприятий, после чего мораторий может быть отменен», — сказал Виталий Струков.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…