В последнее время от распространителей наружной рекламы очень часто поступают просьбы о помощи в связи с неправомерными действиями органов местного самоуправления, а именно: неправомерное привлечение к административной ответственности за самовольный захват земельных участков под размещение наружной рекламы. Такую позицию органов местного самоуправления поддерживают и органы прокуратуры, которые предъявляют в суды иски об освобождении самовольно захваченных земельных участков под размещение рекламных конструкций.
Свои исковые требования прокуратура обосновывает тем, что во время проверки требований земельного законодательства органы земельного контроля фиксируют факт самовольного захвата распространителями наружной рекламы земельных участков без правоустанавливающих документов для размещения рекламных конструкций.
На сегодня такое развитие событий еще не является массовым, но уже набирает обороты. В связи с этим проанализируем данную проблему с учетом норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Украины право пользования землей принадлежит органам местного самоуправления и органам государственной власти, которые в пределах своих полномочий передают земли в собственность или в пользование.
Основы рекламной деятельности на Украине определяет Закон Украины «О рекламе». В соответствии со статьей 1 данного Закона под наружной рекламой понимают рекламу, размещаемую на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на наружных поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог.
В силу статьи 16 Закона Украины «О рекламе» размещение наружной рекламы в населенных пунктах осуществляется на основании разрешений, предоставляемых исполнительными органами местного самоуправления в порядке, установленном этими же органами на основании Типовых правил, утвержденных Кабинетом Министров Украины (Постановление КМУ от 29 декабря 2003 года № 2067). Таким образом, Закон Украины «О рекламе» отсылает еще к одному нормативно-правовому акту, который также имеет статус специального документа, регулирующего рекламную отрасль.
Согласно пункту 3 Типовых правил, наружная реклама размещается на основании разрешений и в порядке, установленном исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов.
Пунктом 9 Типовых правил предусмотрен исчерпывающий перечень документов, на основании которых выдается разрешение о размещении наружной рекламы. В этом перечне отсутствует требование о предоставлении распространителями наружной рекламы документов, подтверждающих право собственности или пользования земельным участком, на котором планируется разместить наружную рекламу.
В силу пункта 23 Типовых правил разрешение предоставляется сроком на пять лет, если меньший срок не указан в заявлении. А согласно пункту 24 тех же Правил, выданное разрешение является основанием для размещения наружной рекламы и выполнения работ, связанных с размещением рекламного средства.
При этом в самом разрешении исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета согласовывает место размещения соответствующего рекламного средства, что подтверждается содержанием термина «разрешение». Так, под разрешением понимают документ установленной формы, выданный распространителю наружной рекламы на основании решения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, который дает право на размещение наружной рекламы на определенный срок и в определенном месте (пункт 2 Типовых правил).
Согласно пункту 2 тех же Типовых правил, под местом размещения наружной рекламы понимают площадь наружной поверхности дома, сооружения, элемента уличного оборудования или отведенной территории на открытой местности в пределах населенного пункта, которая предоставляется распространителю наружной рекламы во временное пользование.
Таким образом, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, принимая решение о выдаче разрешения на размещение наружной рекламы, тем самым предоставляет распространителю наружной рекламы право пользования соответствующим местом.
О каком тогда самовольном захвате земельного участка может идти речь, если распространитель наружной рекламы, получив разрешение на размещение рекламной конструкции, фактически приобретает право на ее размещение в определенном исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета месте?
Что касается ответственности, следует отметить, что статьей 531 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность именно за самовольный захват земельного участка.
Таким образом, поскольку факт самовольного захвата земельного участка отсутствует, значит, отсутствуют и правовые основания для привлечения распространителей наружной рекламы за такой вид нарушения к административной ответственности. При этом вынесенные постановления о привлечении к административной ответственности можно оспаривать в судебном порядке. Действующая судебная практика полностью на стороне распространителей наружной рекламы. Желаю удачи!!!
КЛОЧАЙ Наталия — заместитель директора ООО «Юридическая компания «Кредо Классик Консалтинг», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…