Любой владелец объектов интеллектуальной собственности, к которым относятся торговые марки, объекты права промышленной собственности и объекты авторского права и смежных прав, может столкнуться с нарушениями своих прав в связи с фальсификацией продукции или ввозом в страну контрафактных товаров.
Контрафакт
В понимании пункта 17 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса (ТК) Украины контрафактными товарами являются товары, содержащие объекты права интеллектуальной собственности, ввоз которых на таможенную территорию Украины или вывоз с этой территории является нарушением прав интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с законом.
Очевидно, что такие действия нарушителей находятся вне закона и негативно влияют на экономические показатели владельца объекта интеллектуальной собственности, поскольку создают недобросовестную конкуренцию и вредят репутации компаний (в случаях, когда качество контрафактного товара ниже, чем у добросовестного правообладателя). Кроме того, такие действия могут быть опасны для конечного потребителя, поскольку, как правило, контрафактные товары не проходят должного технологического контроля.
Возникает вопрос: как бороться с контрафактом на Украине? И здесь в первую очередь необходимо осознать, что существующие в настоящее время государственные механизмы не обеспечивают автоматической защиты владельца объектов интеллектуальной собственности от проникновения на территорию Украины контрафактной продукции, поэтому любые средства правовой защиты обеспечиваются только по инициативе самих правообладателей.
Реестр объектов
Правообладатель, у которого есть основания считать, что при перемещении товаров через таможенную границу Украины нарушаются или могут быть нарушены его права на объект права интеллектуальной собственности (ПИС), имеет право подать в Государственную фискальную службу (ГФС) Украины, Департамент организации таможенного контроля и оформления заявление о содействии защите принадлежащих ему имущественных прав на объект интеллектуальной собственности путем внесения сведений в таможенный реестр объектов ПИС, охраняемых в соответствии с законом.
По сути таможенный реестр — это информационный ресурс, содержащий сведения о самом объекте ПИС (вид, название, дата и срок регистрации), а также сведения о его правообладателях.
После регистрации объекта ПИС в таможенном реестре органы ГФС Украины на основании данных такого реестра принимают меры по предотвращению перемещения через таможенную границу Украины контрафактных товаров.
Так, в случае если орган ГФС Украины на основании данных таможенного реестра выявляет признаки нарушения ПИС относительно товаров, предъявленных к таможенному контролю и таможенному оформлению, их таможенное оформление приостанавливается, а товары подлежат размещению на складе этого органа. При этом расходы на их хранение возлагаются на правообладателя.
Приостановление таможенного оформления
Руководитель органа ГФС Украины принимает решение о приостановлении таможенного оформления товаров на срок до десяти рабочих дней, а при необходимости может продлить этот срок не более чем на десять рабочих дней.
В случае если в течение данного срока правообладатель письменно проинформирует орган ГФС Украины об обращении в суд с целью обеспечения защиты ПИС, приостановление таможенного оформления указанных товаров может быть продлено на срок не более чем на десять рабочих дней для получения решения суда.
Однако в ТК Украины не указано, какое именно решение (определение) суда о запрете совершения определенных действий может стать основанием для приостановления таможенного оформления товаров. Поэтому здесь в первую очередь необходимо определить нормы процессуального законодательства, которыми будут регулироваться правоотношения между правообладателем и нарушителем.
Так, статьей 431 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины установлено: лицо, у которого есть основания полагать, что его права нарушены или существует реальная угроза их нарушения, имеет право обратиться в хозяйственный суд с заявлением о принятии предусмотренных статьей 432 настоящего Кодекса мер до подачи иска.
Но здесь следует помнить, что в статье 432 ХПК Украины не предусмотрена такая мера пресечения, как запрет совершать таможенным органам действия по растаможиванию товаров, которыми могут быть затронуты ПИС.
Однако в основном положительная судебная практика хозяйственных судов позволяет утверждать, что меры пресечения, принятые с целью содействия защите ПИС (в частности, во время перемещения товаров через таможенную границу), касаются прежде всего приостановления таможенного оформления товаров (постановление Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) от 28 декабря 2010 года по делу № ЗЗ-9/10-10 по иску Unilever NV, г. Роттердам, Нидерланды).
В гражданском процессе действует другая процедура. В статье 153 Гражданского процессуального кодекса Украины предусмотрен уникальный механизм подачи заинтересованным лицом заявления в суд об обеспечении иска с целью предотвращения нарушения ПИС до подачи искового заявления.
Заявление о принятии мер (в хозяйственном процессе) и заявление об обеспечении иска (в гражданском процессе) должны быть рассмотрены судом не позднее двух дней со дня их подачи.
В случае непредоставления в органы ГФС Украины в указанные сроки решения суда о запрете совершения определенных действий, при отсутствии признаков нарушения таможенных правил товары подлежат таможенному оформлению в установленном порядке. В такой ситуации правообладатель обязан возместить декларанту и другим лицам расходы и убытки, вызванные приостановлением таможенного оформления товаров.
Кроме того, при отсутствии веских причин считать такие товары контрафактными правообладатель в течение сроков временного приостановления вправе обратиться в орган ГФС Украины с письменным заявлением о предоставлении согласия на возобновление таможенного оформления таких товаров.
Недобросовестное использование
Самый существенный недостаток реестра объектов ПИС состоит в том, что реестр является известным инструментом для злоупотребления со стороны недобросовестных регистраторов патентов — так называемых патентных троллей (patent troll). В данном случае это лица, которые специализируются на регистрации патентов с последующей их регистрацией в таможенном реестре исключительно с целью блокирования таможенных/импортных поставок товара для получения выгоды (компенсации) от поставщика за предоставление согласия на возобновление таможенного оформления товаров.
Данная схема заключается в том, что задержка (блокировка) поставки товара приведет к значительно большим расходам, чем плата патентному троллю.
Есть другой, более дорогой и длительный путь решения этого вопроса — обжалование недобросовестной регистрации объектов ПИС в таможенном реестре в составе судебных споров о признании недействительными охранных документов (патентов). Однако на сегодня судебная практика по этому вопросу неоднозначна и противоречива, а потому не позволяет гарантировать успешность решения дела.
Так, по делу № 910/5371/13 ООО «З» обратилось с иском к Государственной службе интеллектуальной собственности Украины, ООО «Л» и Государственной таможенной службе (ГТС) Украины о признании патента на промышленный образец недействительным и об обязательстве совершить определенные действия.
Суд удовлетворил требования в части признания недействительным патента, но при этом отказал в удовлетворении иска в части обязательства ГТС Украины исключить объект ПИС из таможенного реестра, ссылаясь на то, что Таможенная служба не нарушила права истца, поскольку на момент отказа исключить оспариваемый промышленный образец по патенту из реестра данный патент не был отменен в судебном порядке, поэтому и требования истца к ГТС являются преждевременными и не подлежат удовлетворению. ВХСУ в своем постановлении от 25 февраля 2014 года согласился с выводом первой инстанции.
Подобная деятельность патентных троллей стала следствием многочисленных жалоб со стороны определенных поставщиков с требованием отменить таможенный реестр. Однако, по нашему мнению, такая позиция несправедлива по отношению к добросовестным регистраторам объектов интеллектуальной собственности, ведь внесение сведений в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности — единственный существующий на Украине инструмент таможенного контроля, который может обеспечить возможность прекращения незаконного ввоза через таможенную границу Украины контрафактных товаров.
НОВИНСКИЙ Олег — юрист PLP Law Group, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…