Призрак коррупции — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №14 (693) » Призрак коррупции

Призрак коррупции

Первый квартал 2011 года на Украине ознаменовался отсутствием ­законных оснований для борьбы с коррупцией. То ли коррупция побеждена, то ли ­победила…

Как известно, с 1 января утратил ситу Закон Украины «О борьбе с коррупцией» 1995 года, а уже 5 января 2011 года вступил в силу закон, отменяющий действие «антикоррупционного пакета» законов 2009 года, в т.ч. и Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Таким образом, в арсенале правоохранительных органов остались только нормы Уголовного кодекса Украины, предусматривающие ответственность за «коррупционные преступления»: взяточничество, злоупотребление должностным положением, служебный подлог и пр. Но понятие коррупции значительно шире и далеко не все проступки можно подвести под статью УК. Не говоря уже о комплексе мер, направленных на предотвращение ­коррупции.

Широко разрекламированный проект Виктора Януковича «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (регистрационный № 7487) тем временем застрял в стенах парламента. Устраняя некоторые несуразицы антикоррупционного пакета (ранее признанные Конституционным Судом не соответствующими Основному Закону), этот проект также предусматривает смягчение государственной политики в части регулирования получения чиновниками подарков, декларирования доходов субъектов коррупционных правоотношений, ответственности. Но даже такой облегченный вариант вызвал жаркие дискуссии в Верховном Совете Украины, продолжающиеся до сих пор.

Рассмотрение полутысячи поправок к тексту законопроекта № 7487 заняло два дня, а наиболее «неприятные» статьи даже вынесли на третье чтение (в том числе статьи «Специальная проверка лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с исполнением функций государства или местного самоуправления» и «Финансовый контроль»). Кроме того, в соответствии с последними веяниями законодательной техники, в отдельный закон должны трансформироваться «Переходные положения» законопроекта № 7487.

Ожидается, что в начале апреля новый антикоррупционный закон все же будет принят, но с учетом установленных процедур его подписания и обнародования противодействие, а главное — предотвращение коррупции на Украине во­зобновится, скорее всего, во втором полугодии 2011 года.

На практике «коррупционное беззаконие» привело к тому, что с коррупцией никто, по сути, и не борется, в лучшем случае — пресекаются наиболее очевидные преступные деяния (как это произошло не так давно с чиновниками Шевченковского райсуда г. Киева).

В ходе административной реформы была ликвидирована должность Правительственного ­уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики (в ранге заместителя министра Кабинета Министров Украины), также ликвидирован его секретариат — Бюро по вопросам антикоррупционной политики. И хотя эффективность этих институтов была порой неочевидна, ­представительские и координационные функции выполнялись исправно. А специального право­охранительного органа по борьбе с коррупцией (с широкими полномочиями) как не было, так и нет.

С февраля 2010 года действует Национальный антикоррупционный комитет, который является совещательным органом на высоком уровне. В Комитет входят высшие должностные лица государства, в том числе спикер парламента, премьер-министр, Председатель Верховного Суда, министр юстиции, председатель Высшего совета юстиции, председатель Службы безопасности и Генеральный прокурор Украины. От неправительственных организаций в Комитете присутствует один человек и еще несколько представителей научной общественности и вузов. Комитет не имеет собственного секретариата; эти функции исполняет Администрация Президента Украины и Министерство юстиции. Таким образом, Национальный антикоррупционный комитет Украины является форумом высокого уровня, в его задачи входит утверждение проектов решений, которые должны быть введены в действие соответствующими указами Президента, но он был создан не для того, чтобы стать постоянным органом по борьбе с коррупцией.

За год своей деятельности Комитет рассмотрел и утвердил несколько проектов законов и проект новой национальной антикоррупционной стратегии (разработчик — Минюст).

Хотя давать оценку работе Комитета несколько преждевременно, создается впечатление, что пока его создание не внесло существенного вклада в деятельность по борьбе с коррупцией на Украине, о чем, среди прочего, свидетельствуют наблюдения иностранных экспертов, проводивших мониторинг Украины в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.

Согласно новому антикоррупционному закону, координировать усилия правоохранительных органов по вопросам противодействия коррупции будет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры. Кроме того, Президентом Украины будет создан «Специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики» для координации реализации органами государственной власти определенной Президентом Украины антикоррупционной стратегии и информирования общественности о принятых мерах относительно предотвращения и противодействия коррупции. В такой формулировке о каких-либо реальных полномочиях спец­органа речь, как видим, не идет.

Еще один интересный нюанс: отсутствие антикоррупционного закона освобождает лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, от обнародования деклараций о доходах (что было предусмотрено с 1995 года). Согласно законопроекту № 7487, обнародование таких деклараций (правда, без информации о членах семьи) также обязательно, но закон, как известно, обратной силы не имеет.

Тем временем близятся сроки оценки GRECO достижений Украины в антикоррупционной сфере — так называемый третий раунд мониторинга. Выводы, похоже, будут неутешительны, ведь с 2006 года фактически ничего не изменилось, а с учетом «беззаконного» начала 2011 года ситуация стала еще хуже. В то время как многие страны с переходной экономикой реформировали свое антикоррупционное законодательство несколько лет назад и перешли к решению задач по исполнению законов, Украине еще только предстоит сделать первые шаги и принять необходимые законы. Не похвалят Украину и за отсутствие национальных механизмов привлечения к ответственности юридических лиц, разработка которых была обязательным требованием Уголовной конвенции против коррупции, ратифицированной Украиной.


Мнение

Слово да дело

Устойчивая неспособность украинского руководства поддержать заявления о борьбе с коррупцией практическими шагами в этом направлении может привести к потере доверия общества к государственной политике и общественной апатии, что может создать дополнительные проблемы, когда правительство наконец-то выделит достаточные ресурсы, предоставит иную необходимую помощь для борьбы с коррупцией и приступит к реализации конкретных мер в этой связи.

Из отчета второго раунда мониторинга Украины (принят на 9-м заседании по мониторингу Стамбульского плана действий в рамках Сети по борьбе с коррупцией для Восточной Европы и Центральной Азии 8 декабря 2010 года в штаб-квартире ОЭСР в Париже)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Об исполнительной надписи

Акцент

Трубная ситуация

Государство и юристы

Призрак коррупции

Преграда на пути в латифундисты

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Новости законотворчества

О правах ВСЮ

Внесен проект новой редакции закона о госслужбе

Украинских детективов предлагают легализировать

Документы и аналитика

Ошибки переводчика бьют по нотариусу

Должников посадили на крючок

КСУ: итоги года

Авторитет уже не тот

Охраняя Конституцию Украины

От Конституции к конституционализму

Конституционные показатели — в минус

Книжная полка

Применение положений КАСУ

Неделя права

Новости из-за рубежа

Для принятия наград нужно разрешение

Антикоррупционные нюансы

Неделя права

Бюджет судов снова четвертуют

Кто защитит Президента?

Кадровые ротации

«Днепргаз» рассчитали

Юридическая премия — 2011

Неделя права

Новости из-за рубежа

Реформа адвокатских гонораров

Новости из зала суда

Судебная практика

Верховный Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы Николая Онищука

По делу Виктора Лозинского суд удалился в совещательную комнату

«Дело Корнийчука» на стадии допроса подсудимого

Новости юридических фирм

Частная практика

Integrites — первая украинская юридическая фирма в Law Society of England and Wales

МЮК «Александров и Партнеры» завершила сопровождение сделки М&А по приобретению сахарного завода

ЮФ «Саенко Харенко» — советник в связи с приобретением «ХХІ Век»

Рабочий график

Последний коррупционный рубеж

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Не привлеченные к делу лица

Публичное исполнение

Порядок оформления прав

Самое важное

СБУ пришла в суд

Судебная практика

Судебные решения

О постановлениях ВСУ, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозсудов

Судебная практика

Спор сквозь годы

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах установления земельного сервитута

Тема номера

Правовой режим земель рекреации

Право на землю: трудности оформления

Частная практика

Место для рекламы

Чтоб не сглазить!

Юридический форум

Года идут, проблемы те же

Інші новини

PRAVO.UA