Первый квартал 2011 года на Украине ознаменовался отсутствием законных оснований для борьбы с коррупцией. То ли коррупция побеждена, то ли победила…
Как известно, с 1 января утратил ситу Закон Украины «О борьбе с коррупцией» 1995 года, а уже 5 января 2011 года вступил в силу закон, отменяющий действие «антикоррупционного пакета» законов 2009 года, в т.ч. и Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Таким образом, в арсенале правоохранительных органов остались только нормы Уголовного кодекса Украины, предусматривающие ответственность за «коррупционные преступления»: взяточничество, злоупотребление должностным положением, служебный подлог и пр. Но понятие коррупции значительно шире и далеко не все проступки можно подвести под статью УК. Не говоря уже о комплексе мер, направленных на предотвращение коррупции.
Широко разрекламированный проект Виктора Януковича «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (регистрационный № 7487) тем временем застрял в стенах парламента. Устраняя некоторые несуразицы антикоррупционного пакета (ранее признанные Конституционным Судом не соответствующими Основному Закону), этот проект также предусматривает смягчение государственной политики в части регулирования получения чиновниками подарков, декларирования доходов субъектов коррупционных правоотношений, ответственности. Но даже такой облегченный вариант вызвал жаркие дискуссии в Верховном Совете Украины, продолжающиеся до сих пор.
Рассмотрение полутысячи поправок к тексту законопроекта № 7487 заняло два дня, а наиболее «неприятные» статьи даже вынесли на третье чтение (в том числе статьи «Специальная проверка лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с исполнением функций государства или местного самоуправления» и «Финансовый контроль»). Кроме того, в соответствии с последними веяниями законодательной техники, в отдельный закон должны трансформироваться «Переходные положения» законопроекта № 7487.
Ожидается, что в начале апреля новый антикоррупционный закон все же будет принят, но с учетом установленных процедур его подписания и обнародования противодействие, а главное — предотвращение коррупции на Украине возобновится, скорее всего, во втором полугодии 2011 года.
На практике «коррупционное беззаконие» привело к тому, что с коррупцией никто, по сути, и не борется, в лучшем случае — пресекаются наиболее очевидные преступные деяния (как это произошло не так давно с чиновниками Шевченковского райсуда г. Киева).
В ходе административной реформы была ликвидирована должность Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики (в ранге заместителя министра Кабинета Министров Украины), также ликвидирован его секретариат — Бюро по вопросам антикоррупционной политики. И хотя эффективность этих институтов была порой неочевидна, представительские и координационные функции выполнялись исправно. А специального правоохранительного органа по борьбе с коррупцией (с широкими полномочиями) как не было, так и нет.
С февраля 2010 года действует Национальный антикоррупционный комитет, который является совещательным органом на высоком уровне. В Комитет входят высшие должностные лица государства, в том числе спикер парламента, премьер-министр, Председатель Верховного Суда, министр юстиции, председатель Высшего совета юстиции, председатель Службы безопасности и Генеральный прокурор Украины. От неправительственных организаций в Комитете присутствует один человек и еще несколько представителей научной общественности и вузов. Комитет не имеет собственного секретариата; эти функции исполняет Администрация Президента Украины и Министерство юстиции. Таким образом, Национальный антикоррупционный комитет Украины является форумом высокого уровня, в его задачи входит утверждение проектов решений, которые должны быть введены в действие соответствующими указами Президента, но он был создан не для того, чтобы стать постоянным органом по борьбе с коррупцией.
За год своей деятельности Комитет рассмотрел и утвердил несколько проектов законов и проект новой национальной антикоррупционной стратегии (разработчик — Минюст).
Хотя давать оценку работе Комитета несколько преждевременно, создается впечатление, что пока его создание не внесло существенного вклада в деятельность по борьбе с коррупцией на Украине, о чем, среди прочего, свидетельствуют наблюдения иностранных экспертов, проводивших мониторинг Украины в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.
Согласно новому антикоррупционному закону, координировать усилия правоохранительных органов по вопросам противодействия коррупции будет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры. Кроме того, Президентом Украины будет создан «Специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики» для координации реализации органами государственной власти определенной Президентом Украины антикоррупционной стратегии и информирования общественности о принятых мерах относительно предотвращения и противодействия коррупции. В такой формулировке о каких-либо реальных полномочиях спецоргана речь, как видим, не идет.
Еще один интересный нюанс: отсутствие антикоррупционного закона освобождает лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, от обнародования деклараций о доходах (что было предусмотрено с 1995 года). Согласно законопроекту № 7487, обнародование таких деклараций (правда, без информации о членах семьи) также обязательно, но закон, как известно, обратной силы не имеет.
Тем временем близятся сроки оценки GRECO достижений Украины в антикоррупционной сфере — так называемый третий раунд мониторинга. Выводы, похоже, будут неутешительны, ведь с 2006 года фактически ничего не изменилось, а с учетом «беззаконного» начала 2011 года ситуация стала еще хуже. В то время как многие страны с переходной экономикой реформировали свое антикоррупционное законодательство несколько лет назад и перешли к решению задач по исполнению законов, Украине еще только предстоит сделать первые шаги и принять необходимые законы. Не похвалят Украину и за отсутствие национальных механизмов привлечения к ответственности юридических лиц, разработка которых была обязательным требованием Уголовной конвенции против коррупции, ратифицированной Украиной.
Устойчивая неспособность украинского руководства поддержать заявления о борьбе с коррупцией практическими шагами в этом направлении может привести к потере доверия общества к государственной политике и общественной апатии, что может создать дополнительные проблемы, когда правительство наконец-то выделит достаточные ресурсы, предоставит иную необходимую помощь для борьбы с коррупцией и приступит к реализации конкретных мер в этой связи.
Из отчета второго раунда мониторинга Украины (принят на 9-м заседании по мониторингу Стамбульского плана действий в рамках Сети по борьбе с коррупцией для Восточной Европы и Центральной Азии 8 декабря 2010 года в штаб-квартире ОЭСР в Париже)
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…