Совсем недавно Президент Украины подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые Законы Украины об обеспечении прозрачности отношений собственности относительно средств массовой информации». Разработчики позиционируют документ как возможность получения информации о собственнике того или иного СМИ. Однако эксперты считают, что он не заработает, ведь есть масса способов «обойти» нормы и скрыть информацию о собственниках, а сам Закон поднимает больше вопросов, чем дает ответов.
15 августа с.г. Комитет Ассоциации юристов Украины по вопросам СМИ провел круглый стол на тему «Экспертное обсуждение Закона Украины об обеспечении прозрачности отношений собственности СМИ: практические аспекты реализации». В частности, Закон вводит новое понятие «контроль». Так, осуществление контроля предполагает непосредственное или через связанных лиц владение долями (паями, акциями), что обеспечивает достижение 50 и более процентов голосов в высшем органе юридического лица, являющегося учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации.
Юрист ЮК «Ващенко, Бугай и Партнеры» Никита Нуралин убежден, что Закон не сможет обеспечить полное раскрытие собственников телерадиоорганизаций. «Закон хотел показать реального собственника — того, кто действительно контролирует телерадиоорганизацию. Но возможна ситуация, когда юридическое лицо выводят, например, в кипрскую юрисдикцию, даже если один собственник будет владеть 90 % акций, другой — 10 %, мы раскрываем только первого! Но при этом есть акционерное соглашение по законодательству Кипра, согласно которому собственник, владеющий 10 % акций, решает все вопросы», — обосновал свое мнение г-н Нуралин.
Говоря о налоговых аспектах реализации Закона, советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Иван Юрченко напомнил, что с 1 сентября с.г. вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования», который существенно структурировал понятие контроля. «Теперь даже если одно лицо назначило разных директоров, для целей налогообложения с 1 сентября с.г. они будут связанными лицами», — подчеркнул он.
В свою очередь руководитель юридического отдела Украинской Ассоциации издателей периодической прессы Александр Дяченко обратил внимание на проблему относительно прессы — определение доли рынка, ведь нельзя владеть более 5 % изданий определенного целевого назначения, но нет возможности их сосчитать. «количество печатных СМИ на Украине варьирует от 25 тысяч до 40 тысяч. Процедура регистрации устроена таким образом, что однажды зарегистрированная газета дальше не ликвидируется. Реально «живых» от этой суммы — 10 %, но высчитать их нельзя», — поделился г-н Дяченко, подчеркивая, пожалуй, единственный плюс Закона — то, что мы отработали свои обязательства перед Западом.
Начальник отдела законопроектной работы Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины Анна Красноступ рассказала участникам о международном опыте. В 2012 году одна независимая общественная организация провела исследование правового регулирования в странах Европы законодательства относительно прозрачности отношений собственности СМИ. «Объектом исследования стали двадцать европейских стран. Результаты показали, что в девяти из двадцати стран граждане не могут получить информацию о собственниках СМИ, в шести из двадцати — есть возможность получить информацию о собственниках аудиовизуальных СМИ, и только в двух из двадцати стран существует возможность получения информации о собственниках печатных и электронных СМИ».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…