Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Признак оперы

«Оперетта» с усовершенствованием механизма блокировки налоговых накладных продолжается: ГФС предлагает в очередной раз откорректировать признаки, по которым налоговые накладные 
не будут подлежать мониторингу

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

Переход на сервисную службу контролирующих органов в налоговой сфере — одна из ключевых задач, осуществление которой, с одной стороны, активно продвигает Министерство финансов Украины, а с другой — ее решения с нетерпением ожидает бизнес. За последние несколько лет существенно увеличилось количество электронных сервисов, предоставляемых Государственной фискальной службой Украины (ГФС), но в то же время есть очень чувствительные сферы, которые подвергаются частой смене законодательной базы. В первую очередь речь идет о системе автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК) критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (СМКОР).

Напомним, что в тестовом режиме система заработала с 1 апреля 2017 года, а полноценное введение ее в действие произошло спустя три месяца — 1 июля того же года. Как изначально прогнозировалось, под основной удар попал реальный бизнес, что показало полное несовершенство системы. Улучшить ситуацию не удалось и путем внесения изменений в действующие нормативные акты. Позднее, с 1 января 2018 года, вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Украины, которыми, в частности, установлено, что до принятия нового Порядка Кабинетом Министров Украины (КМУ) приостановление регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки проводиться не будет. Но и новый Порядок приостановления регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (Реестр), утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2018 года № 117 (Порядок), вступивший в силу в марте 2018 года, несмотря на то, что существенно улучшил ситуацию, был раскритикован как бизнесом, так и практикующими юристами.

Следующим шагом, предпринятым ГФС, стала разработка и подача на утверждение КМУ изменений к Порядку. Соответствующее постановление от 24 октября 2018 года № 936 вступило в силу 10 ноября того же года. Документом, в частности, внесены изменения в пункт 3 Порядка приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Реестре.

А уже в конце марта текущего года ГФС вновь вынесла на общественное обсуждение проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2017 года № 117». Примечательно, что в анализе регуляторного влияния к проекту документа необходимость внесения очередных изменений поясняется так: «По результатам анализа зарегистрированных налоговых накладных/расчетов корректировки после вступления в силу постановления № 936, в отношении которых не осуществлялся автоматизированный мониторинг соответствия критериям оценки степени рисков, поскольку указанные НН/РК соответствуют признакам согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 Порядка приостановления, установлено, что плательщики, включенные в перечень рисковых налогоплательщиков, продолжают формировать налоговый кредит, вероятно, сомнительного происхождения.

Указанные нормы дают возможность рисковым плательщикам увеличивать количество предприятий с различными руководителями для проведения через них операций с незначительными объемами поставок».

Таким образом, проектом предлагается в очередной раз откорректировать пункт 3 раздела, регламентирующего автоматизированный мониторинг соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков. Подпункт 2 пункта 3 Порядка дополняется новыми условиями, а именно: в общем объеме поставок за текущий месяц, который должен составлять менее 500 тыс. грн, и если на одного покупателя сумма такого объема не превышает 50 тыс. грн, сумма налога на добавленную стоимость (кроме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины), уплаченного в предыдущем месяце, должна составлять более 20 тыс. грн. Напомним, что первые критические изменения были внесены именно постановлением № 936 и вводили ценовой критерий в размере 500 тыс. грн, но, как уже отмечалось выше, он не сработал, и теперь его предлагают усилить новыми дополнительными условиями.

Более того, в подпункт 3 пункта 3 Порядка также предложено ввести дополнительные условия, которые должны исполняться наряду с уже установленными. Так, предусмотрено, что «общая сумма уплаченного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлены налоговая накладная/расчет корректировки, налога на добавленную стоимость (кроме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, предоставившими налоговую накладную/расчет корректировки на регистрацию в Реестре, составляет более 400 тыс. грн».

Пункты 23 и 28 Порядка предлагается дополнить условиями, которые касаются соответствия налогоплательщика критериям рискованности налогоплательщика, для принятия решений о регистрации НН/РК в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации комиссиями, принимающими решения о регистрации НН/РК в Реестре или отказе в такой регистрации.

Кроме того, в новой редакции излагается пункт 27, предусматривающий, что решение комиссии регионального уровня об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Реестре, о неучете таблицы данных налогоплательщика может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Также решение комиссии центрального уровня об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Реестре, о неучете таблицы данных налогоплательщика может быть обжаловано в судебном порядке. Отметим, что действующая редакция дает более узкую формулировку и регламентирует лишь возможность обжалования в административном или судебном порядке решения об отказе в регистрации НН/РК в Реестре.

Точечные изменения также коснулись и Порядка рассмотрения жалоб на решения комиссий об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, а также Порядка работы комиссий, принимающих решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации, утвержденных постановлением № 117. Названия указанных документов дополняются фразой «учет или неучет таблицы данных плательщика налога на добавленную стоимость».

В новой редакции также предлагается изложить приложение 1 «Реестр налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена».

«Предложенные изменения позволят повысить эффективность осуществления контроля со стороны контролирующих органов за регистрацией налоговых накладных на поставку товара, отличного от приобретенного, что даст возможность принять меры превентивного реагирования и выявления потенциальных нарушений», — разъясняется в анализе регуляторного влияния к проекту акта.

Тем не менее для добросовестных налогоплательщиков несовершенство действующего механизма приостановления регистрации НН/РК приводит к негативным последствиям. В первую очередь это подтверждается большим количеством жалоб на налоговые органы, поступивших в Совет бизнес-омбудсмена (отчет за IV квартал 2018 года). Именно вопрос блокировки налоговых накладных снова стоит в повестке дня первым. «Несмотря на то что проблема блокировки налоговых накладных, казалось бы, почти решилась в предыдущем отчетном периоде, в отчетном квартале количество жалоб по этому вопросу снова возросло. Однако следует отметить, что много обращений по блокировке налоговых накладных подавали одни и те же компании. Так, 104 жалобы поступили от 64 субъектов, которых ГФС, очевидно, считала рискованными», — говорится в отчете.

Совершенству нет предела, и, очевидно, процесс корректировки работы СМКОР путем внесения изменений в подзаконные нормативные акты еще будет продолжаться. Единственное, на чем настаивает бизнес, — это прозрачность и прогнозируемость механизма приостановления НН, направленного на борьбу с фиктивными налоговыми кредитами.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: