«Привлекательный» процесс — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (433) » «Привлекательный» процесс

«Привлекательный» процесс

Буквально в канун выборов, а именно — 24 марта с.г., Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс Украины относительно ответственности за нарушение избирательных прав граждан» (Закон), принятый Верховным Советом Украины еще 23 февраля с.г. Согласно переходным положениям Закона, он вступил в силу с 25 марта с.г. — со дня публикации его текста в газете «Голос Украины». Итак, предлагаем разобраться, кто и за какие нарушения, совершенные во время проведения последних выборов, может отвечать и какие виды взысканий к правонарушителям будут применяться.

В КУоАП появилась новая глава

Итак, в Кодексе Украины об административных правонарушениях (КУоАП) Законом предлагается ввести новую главу 15-А «Административные правонарушения, посягающие на осуществление народного волеизъявления и установленный порядок его обеспечения». Она состоит из 14 статей, в их тексте значительно расширены и детализированы правонарушения избирательного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность. Напомним, что ранее в КУоАП содержалось всего две статьи — 1862 «Нарушение законодательства о выборах Президента Украины и народных депутатов» и 1864 «Нарушения законодательства о референдуме», согласно которым с правонарушителей можно было взыскать штраф в размере от трех до шести не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (нмдг). Отметим, что эти статьи анализируемым Законом исключены.

Отныне нарушение порядка подачи сведений об избирателях или списков избирателей либо составления списка граждан, которые имеют право принимать участие в референдуме, и использование таких списков влечет наложение штрафа на должностное лицо, отвечающее за подачу таких сведений, в размере от 20 до 30 нмдг. А если такое правонарушение имело место при подаче списков избирателей (граждан, имеющих право на участие в референдуме) избирательным комиссиям (комиссиям по референдуму), то сумма штрафа может составлять от 25 до 50 нмдг.

Также Законом предполагается введение административной ответственности за нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей или списком граждан, имеющих право на принятие участия в референдуме. За отказ в ознакомлении, отказ в выдаче мотивированного отказа в удовлетворении заявления о внесении исправлений в списки или несвоевременную выдачу копии отказа на должностное лицо может быть наложен штраф в сумме от 10 до 30 нмдг.

Помимо этого, Законом в КУоАП вводятся две статьи, посвященные нарушениям порядка, сроков и ограничений ведения предвыборной агитации, агитации во время подготовки и/или проведения референдума. В зависимости от квалификации правонарушения и субъекта (гражданин, должностное или служебное лицо) за нарушения правил агитации установлено взыскание в форме штрафа в размере от 10 нмдг (за нарушение агитации в средствах массовой информации собственниками, должностными или служебными, творческими сотрудниками СМИ) до 100 нмдг (за сопровождение официальных сообщений должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в период избирательного процесса комментариями, иллюстрациями или роликами, носящими агитационный характер). Кроме того, административным проступком также является нарушение порядка размещения агитационных материалов или политической рекламы или размещение их в запрещенных законом местах, за который правонарушителю-гражданину придется заплатить штраф в размере от 5 до 10 нмдг. А в случае, если правила нарушило предприятие, занимающееся распространением рекламы, то его должностные лица будут обязаны уплатить штраф в более крупном размере — от 100 до 200 нмдг.

Хотелось бы отметить статью 21213 КУоАП, которой установлена ответственность за изготовление или заказ изготовления во время избирательного процесса печатных материалов, не содержащих сведений об учреждении, осуществлявшем печать, сведений о тираже и лицах, ответственных за выпуск, или содержащих недостоверную информацию. Мерой административного взыскания, налагаемого за это правонарушение, для гражданина является штраф в размере от 10 до 30 нмдг, а для должностных лиц — 50—70 нмдг. Этой же статьей предусмотрена ответственность и за распространение таких агитационных материалов. Так, граждане в случае совершения указанного проступка обязаны будут уплатить штраф в сумме от 3 до 5 нмдг, а должностные лица — 23—30 нмдг. Следовательно, этой нормой законодатели решили пресечь появление во время предвыборных кампаний разнообразных листовок, порочащих конкурентов или издаваемых якобы конкурентами. Закономерно возникает вопрос, как же установить, кто заказчик таких материалов? Представляется, что это — работа правоохранительных органов.

В КУоАП также появились статьи, предусматривающие ответственность за непредоставление возможности субъекту избирательного процесса обнародовать ответ относительно информации, распространенной в отношении такого субъекта, за нарушение права на пользование помещениями во время избирательной кампании, заказ или изготовление избирательных бюллетеней сверх установленного количества, непредоставление копии избирательного протокола, неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии по референдуму, отказ освободить члена избирательной комиссии от исполнения производственных или служебных обязанностей или его необоснованное увольнение с работы, а также за нарушение порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

Отметим также, что наложение взысканий по нововведенным статьям, согласно измененной статье 221 КУоАП, осуществляется местными (районными) судами.

За финансовые нарушения избирательного права можно ответить и по КУоАП, и по УК

В КУоАП также добавлена статья об ответственности за нарушение порядка предоставления финансовой (материальной поддержки) для проведения предвыборной кампании. Если в таких действиях будет отсутствовать состав преступления, то на нарушителя может быть наложен штраф в размере от 50 до 70 нмдг, а если нарушителем будет должностное лицо — то в размере от 70 до 100 нмдг.

Комментируемым Законом также внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс (УК) Украины, в частности, введена статья 1591 «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, политической партии (блока)». Преступлением в этом случае является такое нарушение законодательства, совершенное путем передачи денежных средств или материальных ценностей бесплатно или по необоснованно низким расценкам, а также путем изготовления и распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных по необоснованно низким расценкам, либо путем оплаты или распространения таких материалов. Санкция за это преступление предусмотрена в виде штрафа от 100 до 300 нмдг, или исправительных работ на срок до 2 лет, или ограничения свободы сроком до 2 лет, или лишения свободы на этот же срок.

Аналогичные санкции предусмотрены за умышленное использование в крупных размерах финансовой (материальной) поддержки в проведении избирательной кампании кандидата, политической партии (блока) кандидатом, его представителем, доверенным лицом или уполномоченным с нарушением установленного законом порядка. Но если эти же действия были совершены по предварительному сговору группой лиц, то тут санкция «суха» — лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. При этом крупным размером является сумма денежных средств, стоимость материальных ценностей или материальных выгод, превышающие 400 минимальных заработных плат (ныне — 140 000 грн).

Введение этой статьи — не единственное новшество в УК Украины. Так, статьи 157—159 этого Кодекса изложены в новой редакции. Ими предусматривается уголовная ответственность за препятствование осуществлению избирательного права, права быть избранным, права принимать участие в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии по референдуму, деятельности официального наблюдателя, за фальсификацию избирательных документов, документов референдума или результатов голосования, а также за нарушение тайны голосования.

Итак, если указанные в статье правонарушения или преступления были совершены 25 марта с.г. или позже, то виновные будут отвечать по измененному законодательству. Хотя, думается, что введение этих изменений должно было состояться ранее — чтобы предотвратить возникновение возможных нарушений.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Лирика» и «физика» Пленума ВАСУ

Деловая практика

Госзакупки под контролем

Законодательная практика

«Привлекательный» процесс

Неделя права

Кому толковать Конвенцию?

«Юридический» столичный совет

Все «бруньки» — SV?

Демократию (не) купишь?

«Киевстар» — лакомый кусочек

Судебный сбор поможет судам!

Реестр событий

Не избрали, не привели, не закрыли

«Укрспецюст» уже не нужен?

Усовершенствуют нотариат?

Судебная практика

«Концентрированное исполнение» АМКУ

Шаг влево, шаг вправо — демонтаж

«Железная» логика справедливого штрафа

Судебные решения

О предмете распространения моратория

Старые и новые кодексы: какие необходимо применять к спорным правоотношениям?

Об ответственности перевозчика при краже груза

Об основаниях для осуществления действий по доверенности?

О встречном выполнении сторонами своих обязательств

Тема номера

Предварительный юридический анализ

Инвестиции в жилищное строительство

«Элитное» строительство для граждан

Частная практика

За что боролись, на то и…

Юридический форум

Конкурсное право ВТО

Традиционный день юрфака ждут многие

Інші новини

PRAVO.UA