18 декабря 2011 года вступили в силу изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» (Закон о банках) в части создания банковских групп и введения консолидированного надзора Национальным банком Украины (НБУ). Во исполнение требований Закона принято постановление НБУ «Об утверждении Положения о порядке идентификации и признания банковских групп» от 9 апреля 2012 года № 134 (Положение № 134), которым устанавливается, в частности, порядок идентификации банковской группы контролером и НБУ, порядок признания групп НБУ, критерии определения подгрупп в рамках банковской группы, требования к ее ответственному лицу и порядок его согласования.
Банковская группа подпадает под надзор на консолидированной основе. Она должна придерживаться соответствующих требований НБУ (в части экономических нормативов, достаточности регулятивного капитала, порядка предоставления консолидированной и субконсолидированной отчетности, наличия эффективной системы корпоративного управления, внутреннего контроля, наличия учетных процедур и т.д.), а операции между участниками банковской группы подлежат надзору со стороны НБУ. Порядок расчета консолидированного регулятивного капитала банковской группы и ее подгрупп, требования относительно его достаточности и необходимого размера, а также обязательные экономические нормативы урегулированы Положением о порядке регулирования деятельности банковских групп, утвержденным постановлением НБУ № 254 от 20 июня 2012 года (Положение № 254).
В соответствии с нормами законодательства признаками фактического существования банковской группы являются:
— наличие у банка украинских и иностранных дочерних и/или ассоциированных компаний — финансовых учреждений;
— превалирование в совокупном размере значений активов группы финансовых учреждений, имеющих общего контролера, общего значения активов банка(ов) за последних четыре отчетных квартала, то есть включение более половины активов всех учреждений, входящих в группу, в активы банка.
Банки и небанковские финансовые учреждения в случае выявления сведений, свидетельствующих об их принадлежности к банковской группе, обязаны уведомить о них НБУ и подать информацию, предусмотренную Положением. Предоставление необходимой информации обеспечивается контролером банковской группы после идентификации. При этом НБУ может самостоятельно идентифицировать банковскую группу на основании информации, полученной им во время осуществления надзора, а также от других государственных органов, иностранных органов надзора. Таким образом, создание банковской группы фактически является обязательным мероприятием в случае, если юридические лица подпадают под соответствующие формальные требования законодательства.
Ответственность за непредоставление вышеуказанной информации четко не прописана, тем не менее, как сказано выше, НБУ может самостоятельно идентифицировать банковскую группу, и в этом случае непредоставление требуемой информации и документов в установленном порядке и в определенные сроки будет считаться нарушением, за которое к ответственному лицу и другим фактическим участникам группы могут применяться меры воздействия, предусмотренные законодательством.
В соответствии с Законом о банках все участники банковской группы могут быть объектом проверки, в рамках которой НБУ вправе требовать от ответственных лиц предоставления любой информации, необходимой для осуществления такой проверки. Таким образом, под надзор НБУ теперь подпадают не только непосредственно банки, но и небанковские финансовые учреждения и другие компании, которые являются участниками группы. В связи с этим необходимо дополнительное законодательное регулирование вопроса практического применения требований, установленных для банковской группы, к другим участникам группы, которые не являются банковскими учреждениями, равно как и вопроса соотношения между собой регуляторных требований разных регуляторов, включая НБУ, к тем или иным участникам группы.
Что касается таких «других» участников, входящих в банковскую группу, то ими, согласно Закону о банках, могут быть «компании по предоставлению вспомогательных услуг», то есть юридические лица, не являющиеся финансовыми учреждениями, чья деятельность состоит в предоставлении услуг относительно информационных технологий, владения и управления имуществом, обработки данных или других подобных услуг, необходимых для осуществления финансовым учреждением деятельности по предоставлению финансовых услуг.
Положение № 134 обязывает контролера создать такую структуру группы, которая позволит осуществлять за ней надзор на консолидированной основе, включая своевременное выявление и ограничение рисков. Существующая практика создания банковских групп на Украине (таких как ПУМБ, ОТП, ПриватБанк) показывает, что фактически созданная и признанная НБУ группа может включать далеко не все дочерние и ассоциированные компании материнского банка, являющиеся финансовыми учреждениями. Поскольку цель внесенных изменений в Закон о банках — контроль над финансовыми операциями участников группы, и, кроме того, в законе предусмотрены ограничения в части совокупного объема операций, генерирующих кредитный риск между участниками группы и их связанными лицами, не входящими в группу, граничные размеры участия ее членов в юридических лицах, не являющихся финансовыми учреждениями и т.д., то понятно, что конечные бенефициары не всегда заинтересованы во включении в банковскую группу всех соответствующих лиц. А поскольку именно контролер группы «отбирает» компании для включения их в группу, все зависит от того, будет ли он считать соответствующее лицо подпадающим под определение участника банковской группы на основании Закона о банках или нет. Хотя нельзя исключить возможность замечаний НБУ к структуре банковской группы на этапе рассмотрения документов.
В соответствии с Переходными положениями Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно надзора на консолидированной основе» (которыми были внесены соответствующие изменения в Закон о банках) юридические или физические лица, являющиеся контролерами банковских групп, обязаны в течение трех месяцев с даты вступления в силу изменений (то есть до 19 марта 2012 года) определить принадлежность финансовой группы к банковской группе, ответственное лицо банковской группы, подачу НБУ информации о существовании банковской группы и ее структуре собственности.
Несмотря на указанные требования Закона, финансовые учреждения, как свидетельствует практика, объединяться не спешат. В связи с этим следует напомнить, что, согласно Положению № 254, банковские группы, созданные до 19 декабря 2011 года, должны придерживаться требований и нормативов, установленных Положением, начиная с 19 декабря 2013 года, то есть до конца этого года привести свою деятельность в соответствие с требованиями действующего законодательства. Как указано в письме НБУ № 40-117/5475/11709 от 12 декабря 2012 года, по состоянию на 1 января 2014 года ответственные лица таких групп должны осуществить расчет достаточности регулятивного капитала, экономических нормативов на основании международной консолидированной отчетности групп, промежуточной субконсолидированной отчетности банковских подгрупп, а также другой соответствующей информации за IV квартал 2013 года. А контроль соблюдения банковскими группами/подгруппами требований достаточности регулятивного капитала и экономических нормативов будет осуществляться НБУ с 1 января 2014 года. Ответственным лицом банковской группы до его согласования НБУ является банк — участник группы с наибольшим значением активов за последний отчетный период (квартал). Банковские группы, созданные после 19 декабря 2011 года, уже обязаны обеспечивать (с 1 января 2013 года) соблюдение требований и нормативов, установленных Положением № 254.
ПУШКАРЕВА Анна — старший юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры», г. Киев
Артем ШИРКОЖУХОВ,
юрист ЮФ «Авеллум Партнерс»
Консолидированный банковский надзор был частью Базельских основных принципов еще с 1997 года, и Украина часто подвергалась критике за недостаточность регулирования банковских групп. Примечательно, что в России этот принцип был закреплен довольно давно. Поэтому новые правила — это скорее попытка наших регуляторов идти в ногу с существующей реальностью структурирования банковского бизнеса и работой их коллег за рубежом.
Следует отметить, что уже существующие банковские группы (а их большинство) не очень активно отмечались в НБУ для их идентификации, несмотря на требование закона. Дело в том, что в положениях НБУ нет достаточной четкости относительно процедуры добровольной подачи документов в НБУ для таких групп, поскольку процедура прописана либо для банковских групп, которые только создаются, либо для тех, в которых меняется контролер. В любом случае у НБУ есть полномочия самостоятельно признать существование банковской группы, что сейчас и происходит. По некоторым данным, НБУ уже признал 11 банковских групп.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…