Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №14 (224) » ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ!

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ!

Рубрика Тема номера
Секреты успеха юридического бизнеса

Итак, вы получили юридическое образование, проработали несколько лет на «хозяина» и решили: пора создавать свой юридический бизнес. Вы молоды, амбициозны и полны уверенности в успешности задуманного. Или второй вариант: вы получили серьезный опыт работы по юридической специальности и чувствуете в себе силы и возможности наконец поработать на себя, открыв свою адвокатскую компанию. Возможен и третий вариант: вы понимаете, что собственный юридический бизнес — это ваша стихия и ваш творческий потенциал гораздо выше потенциала ваших коллег, а ваши неординарные решения будут приносить прибыль вам, а не «хозяину».

В реальной жизни вариантов, подталкивающих к открытию собственного юридического бизнеса, может быть множество. Тем не менее зарегистрировать компанию и заставить ее эффективно и прибыльно работать — это две задачи. На Украине, и особенно в Киеве, ежегодно регистрируются сотни предприятий, планирующих заниматься оказанием правовых услуг, но, к сожалению, количество разорившихся фирм не уменьшается.

Мы провели собственное расследование о том, как организовать и сделать свой юридический бизнес успешным.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С …

Действительно, причин, способствующих созданию частного юридического бизнеса, множество. Начнем с первой — «голая инициатива». Зачастую она подкреплена только уверенностью учредителей. В то же время уверенность в начале работы юридической компании, сопровождаемая последующим тяжелым трудом, и помогает впоследствии поймать ту золотую рыбку из пруда, которая превращает простую юридическую фирму в преуспевающую.

«Мы создали свою адвокатскую компанию не только потому, что видели, что есть много работы, но потому, что знали, что можем работать лучше, чем другие, предоставлять юридические услуги более качественно», — говорит партнер адвокатской компании «Правис» Сергей Власенко. Заметим, что это наиболее тяжелый способ организации собственного юридического дела, т. к. новый бизнес не имеет прошлых наработок, у него есть лишь перспективные и глобальные планы.

Более распространен второй способ организации юридической фирмы — реорганизация в форме разделения. Зачастую созданные в начале 90-х годов предприятия занимались всевозможными видами деятельности, в том числе и оказанием юридической помощи. Дальнейшая их работа показывала бесперспективность или, наоборот, эффективность деятельности данных направлений, а в последнем случае требовала более глубокой специализации.

Так, ЗАО «АВС-Сервис» было создано в 1994 году путем выделения из многопрофильного объединения: «Мы выделились без какого-либо конфликта интересов, просто каждый стал самостоятельно заниматься своим направлением деятельности», — говорит вице-президент ЗАО «АВС-Сервис» Юрий Михальский.

Третьим способом организации юридического бизнеса является создание его на базе ранее действующего. Ярким примером образования такой фирмы является создание «Укринюрколлегии». «В марте 1937 года, — говорит Даниил Курдельчук, президент «Укринюрколлегии»,— была учреждена специализированная коллегия адвокатов «Инюрколлегия» при Московской городской коллегии адвокатов. В «Инюрколлегию» я пришел на стажировку в марте 1967 года и… остался там работать. Когда я уже руководил представительством «Инюрколлегии» в Украинской и Молдавской ССР, то 30 ноября 1991 года, за день до референдума о независимости Украины, приказом руководства из Москвы наш офис был закрыт и все работники уволены. Через два месяца нами, бывшими работниками «Инюрколлегии», была создана Украинская иностранная юридическая коллегия «Укринюрколлегия».

И, наконец, есть примеры создания юридических фирм, которые отличаются своей неординарностью. Например, создание юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры». По словам г-на Кисиля, «идея создания фирмы принадлежит не мне, а студентам IV курса факультета международного права и международных отношений Киевского государственного университета. В 1987 году мы создали при молодежной организации «Студенческий центр сервиса» самостоятельную хозрасчетную структуру, которая оказывала услуги в сфере правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Потом отделились от «Студенческого центра сервиса», в том же году создали кооператив «Юрвнешсервис». А юридическая фирма «Василь Кисиль и партнеры» была зарегистрирована в 1992 году. Причиной этому послужило, во-первых, разделение юридической фирмы «Юрвнешсервис» на две самостоятельные фирмы, во-вторых, необходимость персонифицировать фирму, а, в-третьих, принятие законодательства об адвокатуре требовало пересмотра качества предоставления юридических услуг и значительного повышения ответственности перед клиентами».

ВМЕСТЕ МЫ — СИЛА!

Подавляющее большинство ведущих юридических фирм г. Киева создавались несколькими учредителями. Доказательством тому служат в первую очередь названия компаний: «Шевченко, Дидковский и Партнеры», «Альянс, Ольга Дмитриева и партнеры», «Коннов и Созановский» и т. д. Но даже там, где название компании скрывает внутреннюю корпоративную организацию, указание в визитной карточке на положение партнера говорит о характере взаимоотношений между топ-руководителями. Практика показывает, что учредители юридической компании находятся между собой либо в тесных дружеских отношениях, либо являются хорошими партнерами по бизнесу. Главное — это понимание того, что практически невозможно создать серьезную юридическую фирму в одиночку, без команды, составляющей мозг бизнеса. Именно взаимопонимание учредителей влияет на становление успешного юридического бизнеса, ведь понятно, что в самом начале становления фирмы существует очень много подводных камней и надводных препятствий.

Финансовая проблема — самая первая проблема, с которой сталкиваются учредители фирмы. Офис, оборудование, заработная плата — все эти затраты требуют значительных капиталовложений на этапе, когда фактически еще нет прибыли. «Буквально на протяжении последних четырех лет, — говорит Василий Кисиль, — мы получаем прибыль от нашего бизнеса. Раньше все заработанное использовалось для развития бизнеса».

С финансовой проблемой тесно связана проблема поиска клиентов. Особенно острой она является для тех фирм, которые впервые появились на украинском юридическом поле. В то же время примечательно, что ведущие юридические фирмы не рекламируют себя в средствах массовой информации. «Одно время,— говорит Юрий Михальский, — мы размещали рекламу, но она не дала положительных результатов. В основном клиенты приходят по рекомендациям». И это не единичное мнение — так считает большинство руководителей лидирующих юридических фирм Киева. По мнению г-на Кисиля, юридическая профессия сродни профессии врача, поэтому лучшей рекламой для юриста будет качественно выполненная работа.

ЯДРО ЮРИДИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Прежде чем начинать свое юридическое дело, необходимо определить принципиальные вопросы ведения бизнеса. Как правило, выделяются две категории принципов деятельности юридической фирмы: 1) взаимоотношения между партнерами и 2) принципы работы с клиентами. Что касается первой группы принципов, то здесь интерес представляет опыт юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры». «Во-первых,— говорит г-н Кисиль, — в нашей компании каждый из партнеров отвечает за определенное направление в работе. Мы также изначально договорились, что ни один вопрос (особенно финансовый), касающийся деятельности компании, не должен оставаться неразрешенным между партнерами. И, наконец, мы создали уникальную методику построения финансовых взаимоотношений между партнерами и сотрудниками, которая имеет гибкое и справедливое регулирование финансовых взаимоотношений между партнерами». Василий Кисиль также уверен в том, что требовать от работника качественной работы можно лишь тогда, когда ему созданы все необходимые для этого условия, вплоть до собственного кабинета.

Вторая категория принципов — это принципы взаимоотношения с клиентами. Это более важная группа основополагающих правил, т. к. от их содержания в конечном счете зависит успех и стабильность юридического бизнеса. Вот что говорит по этому поводу Юрий Михальский: «Мы начинали свою деятельность с того, что брали оплату лишь по достижении конечного результата. Мы не относимся к клиентам усредненно и всегда рассчитываем цены исходя не из принципа «все так работают», а исходя из интересов клиента».

«Главная задача адвоката, — отмечает Сергей Власенко, — максимально быстро помочь разрешить конфликт правовыми средствами. Конечно, экономически более выгодно затягивать время, но интересы клиента — это оперативность. Поэтому мы всегда предлагаем клиенту разрешить спорный вопрос путем переговоров с оппонентами».

Даниил Курдельчук считает так: «Твой клиент — это твой друг, но и твой враг. Всегда необходимо чувствовать дистанцию между адвокатом и клиентом, но в то же время важно установить с клиентом нормальные отношения».

В юридической фирме «Василий Кисиль и партнеры» в основу взаимоотношений с клиентами положен принцип профессионализма. «Изначально было исключено, что мы будем «решать вопросы», — мы защищаем интересы клиента только юридическими и законными способами. Кроме того, мы неукоснительно соблюдаем принципы адвокатской этики. И, наконец, мы до сегодняшнего дня оказываем юридические услуги каждому, кто к нам приходит»,— говорит Василий Кисиль.

СТАБИЛЬНЫЙ УСПЕХ

Многие юридические фирмы г. Киева (Proxen, «Атлант», «Укринюрколлегия», «Грищенко и партнеры» и др.) недавно перешагнули десятилетний рубеж своей работы на юридическом рынке Украины. Можно ли профессиональную стабильность объяснить еще и своевременным реагированием на изменение конъюнктуры юридического рынка? Думается, что нет, т. к. в подавляющем большинстве случаев юридические фирмы продолжают оказывать те же виды юридических услуг, которые оказывали в начале своей деятельности. Например, юридические фирмы, изначально не занимающиеся уголовными делами, и сегодня не стремятся покорить «уголовно-правовые просторы». Вместе с тем узкая специализация приводит к реорганизации фирмы и выделению из нее самостоятельной юридической компании со своей сферой юридической деятельности.

Однако не специализацией единой живет юридическая фирма. Несмотря на свои слова, что «ядро офиса — это глубокая специализация», г-н Курдельчук отметил: «Основными направлениями нашей деятельности являются наследственные споры с участием иностранного элемента, дела, возникающие из брачно-семейных отношений. Но это не значит, что мы не беремся за разрешение интересных для нас споров, возникающих в других отраслях права».

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Несомненно, профессионализм возглавляющих юридическую компанию людей — самая важная составляющая успешности и профессионального роста фирмы. Именно глава компании определяет дух компании, ту ауру, которую будут воспринимать клиенты от каждого сотрудника данной юридической фирмы. И, конечно, руководители должны обладать лучшими качествами юриста, предпринимателя и менеджера.

Мы спросили у наших собеседников, какими качествами нужно обладать, чтобы достичь успеха в юридическом бизнесе. И вот какой вывод мы сделали из услышанного: талантливый руководитель юридической фирмы должен быть профессионалом своего дела, усидчивым, высокой степени порядочности, понимающим желания клиента, постоянно совершенствующим себя, твердым и умеющим отстоять свое мнение, немного агрессивным, чувствовать бизнес, стремиться достичь результата и успеха, быть творческой личностью и, наконец, иметь здоровую долю цинизма.

Если у вас отсутствует хотя бы треть этих качеств, открывать свою юридическую фирму вам пока рано. Но не расстраивайтесь, ведь, по оценкам топ-руководителей, львиной долей успеха фирма обязана своим специалистам. В конечном итоге, каждый должен заниматься тем, в чем он действительно профессионал.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

ДОГОВОР ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ

Деловая практика

ПЕРЕВОЗЧИК! БУДЬ БДИТЕЛЕН!

Законодательная практика

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ БАНК

Неделя права

БОРЬБА ЗА ПОТРЕБИТЕЛЯ… ПРОТИВ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ?

Новости из-за рубежа

ФРАНЦУЗСКИЙ ЧИНОВНИК РАССТРЕЛЯЛ 8 КОЛЛЕГ, ЕЩЕ 19 — РАНЕНЫ

В СНГ ПЛАНИРУЕТСЯ ПРИНЯТИЕ КОНВЕНЦИИ О СТАТУСЕ КОРРЕСПОНДЕНТА СМИ СОДРУЖЕСТВА

ARTHUR ANDERSEN ПОКИНУЛ ДАЖЕ РУКОВОДИТЕЛЬ

ЧЕРНАЯ СЛАВА ИТАЛИИ

Новости профессии

УСПЕШНЫЙ ГОД ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА

НА ОЧЕРЕДИ НОВЫЙ КОДЕКС

МЕСТНЫЕ СУДЫ НАРУШАЮТ КОНСТИТУЦИЮ

СЛЕДИТЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ

«ЧЕРНОБЫЛЬСКИЕ» ЛЬГОТЫ ВОССТАНОВЛЕНЫ

Прецеденты

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Судебная практика

БИЗНЕС ПО-УКРАИНСКИ

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Тема номера

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ОРАКУЛ

А ПРИДУМАЙТЕ МНЕ ФИРМУ С БУКВЫ «А»...

ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

ГЛАВНОЕ — ПОРЯДОК В ДОКУМЕНТАХ

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ПОБЕДИЛ!

Юридический форум

ДЛЯ СУДЕЙ ДЕНЕГ НЕТ!!!

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД — НЕ СТОРОННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: