Работа Министерства юстиции Украины, основного центрального органа исполнительной власти по реализации государственной правовой политики, как известно, базируется на ежегодно утверждаемых приоритетах. В 2009 году таких приоритетов было девять, а в 2010 — уже 11. Итогам выполнения приоритетов 2009 года и оценке состояния украинской юстиции было посвящено расширенное заседание коллегии Минюста, состоявшееся 26 января с.г. под председательствованием министра юстиции Украины Николая Онищука.
Свое выступление министр начал с обзора законодательных инициатив Минюста и анализа деятельности ведомства по сопровождению законопроектов в парламенте. В частности, он напомнил о разработке законопроектов относительно участия граждан в формировании и реализации государственной политики. Как известно, традиционно слабым элементом украинской правовой системы является ненадлежащее урегулирование процедур. С целью решения отмеченной проблемы в марте 2009 года на пленарном заседании парламенту был представлен проект Административно-процедурного кодекса Украины, разработанный Минюстом. Среди важных наработок Минюста в этом русле также и проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно участия общественности в формировании и реализации государственной политики, решении вопросов местного значения». В апреле минувшего года правительственным распоряжением одобрена Концепция проекта Закона Украины «О влиянии общественности на принятие нормативно-правовых актов» (более известен как закон «О лоббировании»), а 18 ноября соответствующий проект Закона внесен на рассмотрение Кабинета Министров Украины.
Второй приоритет деятельности Минюста также связан с законодательными изменениями. Николай Онищук рассказал о достигнутой договоренности с Советом Европы о проведении оценки и экспертного обсуждения законопроектов «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве Украины» и «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе судей» с учетом заключений экспертов Совета Европы.
В сфере процессуального законодательства отмечалось внесение правительством на рассмотрение парламента проекта Кодекса хозяйственного судопроизводства. А проект новой редакции Уголовно-процессуального кодекса после согласования с заинтересованными органами и общественностью в ноябре 2009 года внесен на рассмотрение Кабинета Министров. В то же время министр акцентировал внимание на необходимости комплексной реформы. В контексте уголовной юстиции это принятие одновременно с УПК согласованных с ним законов «О прокуратуре» и «О досудебном следствии» (которые также разрабатываются Минюстом).
Важным направлением работы министр юстиции назвал обеспечение реализации полномочий в сфере судоустройства. В течение 2009 года рассмотрено более 4450 жалоб, обращений граждан, юридических лиц, народных депутатов, поручений Кабинета Министров Украины и писем Секретариата Президента Украины относительно неправомерных действий судей и нарушения действующего законодательства судьями при осуществлении правосудия. На основании отмеченных жалоб министром юстиции внесены 18 представлений относительно инициирования вопроса о дисциплинарной ответственности 20 судей.
Говоря о реализации этого приоритета в деятельности Минюста, Николай Онищук напомнил, что 11 июня 2009 года принят пакет антикоррупционных законов, разработчиком которых был Минюст. На очереди принятие проектов законов Украины «О конфликте интересов в деятельности публичных служащих» и «О мерах государственного финансового контроля публичной службы».
В апреле 2009 года по инициативе Министерства юстиции утверждено Положение о Правительственном уполномоченном по вопросам антикоррупционной политики и состоялось первое назначение (Юрия Сухова. — Прим. ред.) на эту должность. Отметим, что министр был не совсем удовлетворен. «Министерство юстиции как-то по-другому видело и место этого института, и его смысловую нагрузку», — сказал г-н Онищук.
С целью разъяснения положений пакета антикоррупционных законов Министерством юстиции начата широкая просветительная кампания: на официальном веб-сайте Минюста размещены публикации — разъяснения отдельных норм антикоррупционных Законов; основано проведение на региональном уровне серии круглых столов и семинаров для судей и прокуроров, участие в которых принимают все областные прокуратуры и апелляционные суды, и на чем особо акцентировал внимание в своем докладе министр, завершается подготовка научно-практического комментария к антикоррупционному пакету законов.
С целью предотвращения возникновения коррупции в системе органов юстиции в мае 2009 года создано подразделение Министерства — Управление внутренних расследований, основными заданиями которого является предупреждение совершения коррупционных правонарушений, в частности, путем осуществления анализа коррупционных рисков в органах юстиции и предоставления рекомендаций относительно их устранения.
Основным достижением в сфере нотариата называлось уравнивание в полномочиях государственных и частных нотариусов по оформлению наследственных дел. По данным Минюста, частными нотариусами уже заведено 8740 наследственных дел, по которым наследникам уже выдаются свидетельства о праве на наследство.
В продолжение нотариальной реформы завершена подготовка, и в конце прошлого года подан на согласование проект Закона «О нотариате» (новая редакция), чем сделан важный шаг к образованию единого нотариата на Украине, а также профессионального самоуправляющегося органа и внесудебной охраны прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Николай Онищук также отметил введение электронной анонимной системы тестирования лиц, которые желают быть нотариусами. Отметим, что система пока далеко не безупречна, но сам факт ее существования вселяет оптимизм.
Вопросы исполнительного производства были одними из центральных в докладе Николая Онищука. В дальнейшем обсуждение было продолжено в рамках выступления его заместителя — директора Департамента Государственной исполнительной службы Геннадия Стадника.
Николай Онищук больше внимания уделил достижениям, среди которых отметим: создание Единого государственного реестра исполнительных производств, с помощью которого предоставляется возможность всем участникам исполнительного производства отслеживать его ход через Интернет; введение прозрачной системы реализации арестованного государственными исполнителями имущества (вся информация размещается на веб-сайте Минюста ); отмена моратория на взыскание по решению суда в интересах работников предприятий ТЭК долгов по заработной плате, возмещения материального (имущественного) вреда и алиментов.
Г-н Онищук отметил и то, что 6 января 2010 года Кабинет Министров Украины своим постановлением установил, что 50 % суммы исполнительного сбора и 100 % суммы расходов на проведение исполнительных действий, взысканных с должника Государственной исполнительной службой (ГИС), могут быть направлены на компенсацию расходов, связанных с проведением исполнительных действий.
Не остались без внимания министра и шаги по повышению статуса работников ГИС, которые в прошлом году получили профессиональный праздник и форменную одежду (была презентована в ходе коллегии).
Геннадий Стадник говорил в основном о статистике, о состоянии принудительного исполнения судебных решений в регионах, о проблемах с обеспечением сотрудников ГИС. А руководители органов юстиции и исполнительных служб «проштрафившихся» регионов рапортовали о причинах недоработок и в лучших традициях обещали исправиться. Похоже, что им поверили, по крайней мере, по результатам коллегии кадровых решений не последовало.
Оценка состояния исполнения судебных решений была логично продолжена в докладе Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда Юрия Зайцева, ведь самым частым основанием обращения украинских граждан в Евросуд является как раз ненадлежащее исполнение решений национальных судов. Г-н Зайцев привел примеры того, как из-за неисполнения «копеечных» решений Украине приходится выплачивать компенсации в размере нескольких тысяч евро. Он также рассказал о пилотном решении по делу «Юрий Николаевич Иванов против Украины», которым наше государство обязали в течение года создать правовые механизмы для устранения условий длительного неисполнения, а также урегулировать 1400 споров, находящихся на рассмотрении в Евросуде (для сравнения: за все время рассмотрения жалоб против Украины Евросуд вынес всего немногим более 300 подобных решений).
Г-н Зайцев также обратил внимание и на практику исполнения решений Евросуда, подчеркнув, что единственным исполнительным документом является само решение, которое не легализируется местными судами, и приведя примеры такой «легализации» и передачи на исполнение органам ГИС. Подобные ситуации также находятся на контроле Правительственного уполномоченного по делам Евросуда.
Закончилась коллегия на мажорной ноте. «Как министр юстиции я доволен суммарными показателями работы центрального аппарата Министерства и главных управлений юстиции. Недостатки, несомненно, есть, и их немало. Но с учетом заверений начальников управлений, что все будет исправлено, кадровые решения не принимались. Я исхожу из того, что присутствующие могут (с учетом озвученных ныне акцентов) быть эффективными при выполнении поставленных заданий», — подытожил Николай Онищук.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…