«Система валютного регулирования является непрозрачной для субъектов валютных операций и создает дополнительные трудности при вступлении в валютные правоотношения», — говорит Президент Украины и подает в Верховную Раду Украины законопроект о валюте (№ 8152), направленный на установление режима валютного регулирования, предусматривающего свободное проведение валютных операций их субъектами. Президент определил документ как неотложный.
«Действующая в Украине модель валютного контроля по внешнеэкономическим операциям и расчетам в иностранной валюте (внедренная еще в 90-х годах ХХ столетия) ныне крайне устарела и считается одной из самых жестких в мире», — вторят главе государства народные депутаты и подают альтернативный законопроект о валюте (№ 8152-1), направленный на установление в Украине современного либерального режима валютного регулирования, предусматривающего свободное осуществление валютных операций их субъектами.
Изменение концепта
Основной и альтернативный законопроекты предлагают изменить парадигму валютных правоотношений, во главе угла поставив принцип «разрешено все, что прямо не запрещено».
Так, президентским законопроектом предусмотрено, что валютные операции осуществляются без ограничений, кроме случаев введения Национальным банком Украины (НБУ) в соответствии с этим законом защитных мер. Гривна, согласно законопроекту, остается единственным законным платежным средством в Украине, но предусматривается ряд расчетных исключений: для операций по осуществлению иностранных инвестиций и возврату иностранному инвестору прибыли, доходов и других средств; операций банков по предоставлению банковских и других финансовых услуг на основании банковской лицензии и т.п.
На откуп НБУ отдается определение порядка проведения расчетов по валютным операциям, осуществляемым в иностранной валюте, структуры межбанковского валютного рынка, условий и порядка торговли иностранной валютой и банковскими металлами на этом рынке, порядка трансграничного перевода валютных ценностей, которые должны осуществляться без ограничений.
Законопроект предопределяет переход от валютного контроля к валютному надзору. Валютный надзор в Украине осуществляется органами валютного надзора (НБУ и госорганом, реализующим государственную налоговую и таможенную политику) и агентами валютного надзора. Уполномоченные учреждения выступают агентами валютного надзора и подотчетны НБУ.
Также президентский законопроект предусматривает меры защиты. НБУ вправе вводить такие меры при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, значительного давления на платежный баланс Украины, возникновении обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и финансовой системе государства. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, сохранение минимально необходимых полномочий НБУ направлено на препятствие внезапному оттоку краткосрочного капитала с целью обеспечения экономической безопасности государства.
В частности, регулятор получает право вводить обязательную продажу части поступлений в иностранной валюте, определять граничные сроки расчетов по экспортно-импортным операциям относительно продуктов и транспортных услуг, устанавливать особенности осуществления операций, связанных с движением финансового капитала и др. Такие положения были оценены рынком не очень позитивно. Хотя ложкой меда в бочке дегтя может стать то, что защитные меры вводятся на срок, не превышающий шести месяцев со дня их введения.
При принятии решения о введении защитных мер НБУ может учитывать решение Совета финансовой стабильности о подтверждении наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы.
Альтернативный законопроект идет дальше и предусматривает условия, при наличии которых НБУ вправе ввести меры защиты. Это, во-первых, подтверждение системных рисков, угрожающих финансовой стабильности, во-вторых, обоснование избранных мер защиты с учетом существующих системных рисков и угроз финансовой стабильности, в-третьих, официальное сообщение о введении таких мер. Критерии определения признаков финансовой нестабильности и установления наличия достаточных оснований для применения мер защиты утверждаются НБУ при согласовании с Советом по финансовой стабильности.
В общем депутатская инициатива предлагает взамен устаревших законодательных актов принять законодательство, основанное на принципах свободы осуществления валютных операций (в числе которых применение ограничений и мер защиты исключительно на основаниях и в порядке, которые установлены законом; недопущение неправомерного и необоснованного вмешательства государства в валютные операции; возмещение государством убытков, причиненных вследствие нарушения прав резидентов и нерезидентов на осуществление валютных операций), принципе риск-ориентированности, прозрачности, достаточности и эффективности валютного регулирования и принципе самостоятельности и рыночности валютного регулирования.
Внешнеэкономическая деятельность
Улучшить инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность Украины Президент и народные депутаты предлагают в том числе путем внесения изменений в другие законодательные акты.
Детально рассмотрим изменения Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Законопроект № 8152 предлагает исключить из статьи 5 «Право на осуществление внешнеэкономической деятельности» положения, касающиеся возможности применений санкций в виде временного приостановления права осуществления ВЭД. Из статьи 16 «Лицензирование внешнеэкономических операций» исключается норма о возможности применения индивидуального режима лицензирования в случае нарушения субъектами ВЭД порядка осуществления деятельности.
Основной законопроект предлагает полностью исключить статью 37 «Специальные санкции за нарушение этого или связанных с ним законов Украины». В числе таких санкций — наложение штрафов, применение индивидуального режима лицензирования, временное приостановление деятельности.
Альтернативный законопроект также предлагает изменить законодательство о ВЭД, но акценты там несколько другие.
В частности, предусматривается дополнить перечень определений термином «свободное движение капитала при осуществлении ВЭД». Это правовой режим защиты свободы осуществления резидентами внешнеэкономических операций с иностранными субъектами хозяйственной деятельности в пределах зоны свободной торговли, предусмотренный международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Оба законопроекта предлагают дополнить статью 47 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» относительно видов деятельности банка. В частности, банкам предоставляется право оказывать банковские и другие финансовые услуги как в национальной, так и в иностранной валюте.
Помимо этого альтернативный законопроект вносит изменения в Хозяйственный кодекс (ХК) Украины. Предлагается изложить статью 245 («Прекращение экспортно-импортных операций. Применение индивидуального режима лицензирования») в новой редакции: «В случаях проведения действий по осуществлению ВЭД, которые содержат угрозы национальной безопасности, интересам национальной экономической безопасности, экспортно-импортные операции таких субъектов хозяйствования временно приостанавливаются на условиях и в порядке, предусмотренных законом». Кроме того, из статьи 386 «Валютные счета субъектов ВЭД» ХК Украины предлагается исключить положение об обязательстве субъектов ВЭД предоставлять сведения об использовании своих валютных счетов органам доходов и сборов и положение о необходимости уведомления НБУ об открытии валютного счета в банковском учреждении за пределами Украины.
Общей чертой обоих законопроектов является имплементация в национальное валютное законодательство обязательств, взятых на себя Украиной при подписании Соглашения об ассоциации с ЕС и отмена безнадежно устаревших актов, таких как Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля».
Вопрос компромисса
Сергей ПАПЕРНИК, руководитель банковской и финансовой практики, направления FinTech ЮФ Evris
Законодательство Украины относительно валютного регулирования фактически базировалось на единственном документе — Декрете Кабинета Министров Украины № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19 февраля 1993 года. Конечно, все это время в Декрет вносились изменения, но сам по себе нормативный акт, принятый более 25 лет назад, не в состоянии адекватно регулировать современные правоотношения.
Кроме того, в соответствии с главой 7 Соглашения об ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательства принять меры по обеспечению свободного движения капитала между странами, которые выступают сторонами Соглашения. Поскольку в Украине сегодня действуют одни из самых жестких режимов регулирования оборота валюты, наша страна, безусловно, нуждается в принятии нового валютного законодательства.
Альтернативный президентскому законопроект № 8152-1 выглядит гораздо более детальным и основательным нормативным актом в отличие от проекта № 8152, который носит больше декларативный характер, оставляя детали валютного регулирования на усмотрение Национального банка Украины.
Также нормы законопроекта № 8152-1 можно назвать либеральными по отношению к бизнесу, поскольку они решают наиболее болезненные вопросы — граничные сроки расчетов по экспортным операциям и продажу валютной выручки. Все эти меры предлагается отнести к «временным мерам», которые НБУ может применять лишь ограниченным образом.
Безусловно, вопрос перспективности указанных законопроектов — предмет политического диалога и компромисса. Альтернативный законопроект № 8152-1 представляет собой гораздо лучшую базу для свободного движения капитала, однако в тексте четко прослеживается недоверие его авторов к НБУ как финансовому регулятору. В то же время президентский законопроект № 8152 достаточно декларативен, но может позволить Национальному банку более оперативно и гибко реагировать на вызовы экономической
ситуации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…