Принять изменения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №30 (918) » Принять изменения

Принять изменения

Тимур Бондарев: «Основная работа юристов сейчас концентрируется на вопросах реструктуризации задолженности и судебных процессах»

Постреволюционный год оказался для Украины сложнее, чем революционный, и вполне обоснованно считается самым сложным за все годы независимости. В проекции на рынок юридических услуг это проявилось в сокращении количества проектов, к реализации которых привлекают внешних юристов, в изменении ассортимента услуг юрфирм и, конечно же, в пересмотре финансовых условий сотрудничества. О том, насколько юридический бизнес смог адаптироваться к реалиям возникшей ситуации, а также о перспективах позитивных изменений мы говорили с управляющим партнером адвокатского объединения Arzinger Тимуром Бондаревым.

 

— С какими оценками рынок юруслуг подошел к завершению бизнес-сезона? Насколько удачно юрфирмы адаптировались к реалиям сложившейся ситуации?

— Рынок юридических услуг полностью следует тенденциям бизнеса. А поскольку экономика Украины находится не в самом лучшем состоянии, мы тоже ощущаем проб­лемы наших клиентов. Упали продажи, на рынке практически отсутствует ликвидность, вследствие этого бизнес не развивается и стагнирует. Мы видим, что происходит с банковским сектором: системный кризис ликвидности привел к уходу с рынка многих банков либо по собственной воле, либо принудительно. В ближайшее время, думаю, этот процесс продолжится, больше банков  уйдут во временные администрации и будут ликвидированы. В итоге на рынке останется ряд иностранных банков и, возможно, пара-тройка крупнейших украинских, что, в принципе, позитивно, поскольку банковскому сектору нужно пройти очищение, в том числе и для того, чтобы вернуть доверие вкладчиков.

Нельзя также забывать, как складываются отношения с Россией. Мы должны четко осознавать, что это государство многие годы было основным торговым партнером Украины, мы имели прочные производственные и торговые связи еще со времен СССР и сложившаяся ситуация не может не влиять на бизнес. Как следствие падения экономики, наши клиенты все меньше обращаются к внешним консультантам, пытаются разрешать больше вопросов силами внутренних юрдепартаментов, — неоднократны случаи приобретения крупных активов собственными силами, в которых внешние консультанты привлекаются на точечные работы.

 

— К сопровождению каких категорий дел все же привлекаются внешние юристы?

— Рынок очень сильно изменился, и вряд ли стоит ожидать дальнейшего улучшения позиций юрфирм в ближайшее время. Мы понимаем, что клиенты, планировавшие ранее инвестировать в экономику Украины, заморозили свои планы и выжидают, как будет развиваться ситуация. Из-за нехватки ликвидности и падения рынков одни компании банкротятся, а другие вынуждены реструктуризировать свои кредитные обязательства. Крупных транзакционных проектов, на которых традиционно образовывалась прибыль фирм, на рынке совсем немного.

С учетом сложившейся конъюнктуры основная работа юристов концентрируется на вопросах реструктуризации задолженности и судебных процессах. Также надо отметить активизацию регуляторных органов. Мы активно сопровождаем проекты в сфере антимонопольного права, в частности по вопросам получения разрешений на концентрацию, а также представляем интересы клиентов в ряде расследований, проводимых АМКУ, на фармацевтическом и других рынках.

 

— Какие еще сферы экономики потенциально интересны юридическому бизнесу?

— Международная торговля — традиционно активная сфера. В преддверии сближения с ЕС многие наши клиенты интересуются возможностями выхода на европейские рынки. Мы много работаем с предприятиями аграрной сферы и верим в этот сектор экономики: по нашему глубокому убеждению, он является своего рода локомотивом, который поможет Украине выйти из кризиса и усилить позиции страны на глобальных рынках. У нас также значительная загрузка и мощная клиентская база в IТ-сфере — это направление, как мы считаем, также имеет огромный потенциал, которому еще предстоит раскрыться в полной мере. Украинские IT-компании уже активно заявили о себе на мировом рынке и составляют мощную конкуренцию иным традиционным рынкам в этой сфере, например Индии. Многие глобальные IT-компании, равно как и конечные пользователи — международные корпорации, полностью переводят свои аутсорсинговые проекты и поддержку программного обеспечения на Украину.

Отдельная отрасль, заслуживающая внимания, — это энергетика. Arzinger имеет традиционно сильные позиции в этой сфере, и мы видим большой интерес со стороны иностранных стратегических и финансовых инвесторов к Украине, особенно в части альтернативной энергетики, невзирая на кризисную ситуацию.

 

— Какие инструменты борьбы за клиента приносят максимальный эффект?

— В связи с девальвацией национальной валюты именно финансовые условия являются основным определяющим фактором в конкурентной борьбе. При этом не совсем комфортно чувствуют себя иностранные конкуренты, ведь большинство клиентов (даже иностранных) в целом не готовы платить гонорары в привязке к иностранной валюте на фоне общего снижения бюджетов на внешних консультантов. Не все международные фирмы, ввиду больших оверхедов в иностранной валюте, могут себе позволить перевести потоки в гривну и, соответственно, предложить клиенту то, что он хочет. Именно поэтому мы уже увидели уход с рынка ряда международных либо региональных (цент­рально-европейских — Прим. ред.) юридических фирм и можем прогнозировать дальнейшее закрытие или сокращение многих офисов. Эта ситуация открывает новые возможности для местных юридических фирм, которые могут полностью перевести бизнес в национальную валюту и, соответственно, предложить клиентам более конкурентные условия работы.

Таким образом, мы существенно меньше зарабатываем, но мы осознанно идем на этот шаг и разделяем риски с нашими клиентами в надежде на то, что они вспомнят об этом, когда экономика начнет расти.

 

— То есть основным инструментом конкуренции является ценовой фактор?

— К сожалению, это так, сегодня конкурентная борьба в основном ведется в ценовой плоскости. Клиенты зачастую не обращают внимания на уровень экспертизы и репутацию юрфирмы в той или иной сфере. В связи с этим на рынке нередки случаи злоупотреблений, когда коллеги откровенно демпингуют, предлагая свои услуги за бесценок, не всегда понимая, насколько сложен проект. Подобные методы нельзя назвать правильными в долгосрочной стратегии. Интересно, что во многих случаях клиенты спустя какое-то время возвращаются к более дорогим юристам, понимая, что лучше заплатить больше за лучшее качество.

 

— Как отражается на практике, в том числе вашей фирмы, переход юристов на государственную службу? Какие внутренние преобразования в связи с этим происходят?

— Когда из компании уходит партнер, пусть даже и временно, это всегда достаточно ощутимо. Если говорить о нашем адвокатском объединении, следует помнить, что мои партнеры, перешедшие на государственную службу (Виталий Касько и Сергей Шкляр), имели впечатляющий опыт работы и создали сильные практики, признанные как на местном, так и на глобальном рынке, — мы говорим о практике уголовного права и процесса и судебной практике. Юристы, работавшие под их началом, продолжают работать в составе фирмы, активно практиковать и развивать практики, и клиенты, насколько нам известно, не почувствовали разницы и по-прежнему довольны нашей работой. А поскольку речь идет о наших ключевых направлениях, которые мы много лет развивали и в которые много инвестировали, у нас есть все возможности для поддержания их на стабильно высоком уровне и дальнейшего амбициозного развития.

 

— А как переход юристов на госслужбу отображается на рынке в целом? Появляется ли в связи с этим у юрфирм определенный ресурс влияния?

— Разумеется, с переходом юристов из частного бизнеса на государственную службу у них появляются возможности хоть как-то повлиять на ситуацию в стране. Это было основным драйвером для моих коллег, перешедших на госслужбу: их цель — вывести государство на качественно новый уровень. Они уверены, что если цивилизованные изменения произойдут и Украина пройдет путь реформ в ключевых сферах, в частности судебной (включая прокуратуру, исполнительную службу и борьбу с коррупцией), это положительно скажется на рынке юридических услуг. Ведь упомянутые сферы ранее находились в «черной зоне», юристы там в принципе были не нужны, так как были востребованы услуги посредников между клиентами и соответствующими чиновниками. Если эти недобросовестные практики будут пресечены, для качественного представительства клиентов в соответствующих правоотношениях понадобятся квалифицированные юристы, и, мы надеемся, будет сформирован цивилизованный рынок юруслуг.

Мы делаем все возможное для улучшения ситуации: непосредственно участвуем в проведении реформ, делегировав коллег на госслужбу (они, в свою очередь, прилагают титанические усилия для изменения законодательства и всей системы координат), работаем (как правило, pro bono) над подготовкой системных изменений в ключевые нормативные акты, регламентирующие борьбу с коррупцией, проведение госзакупок, деятельность отдельных отраслей экономики, над реформой антимонопольного законодательства. Это важнейший вклад юридического бизнеса в строительство нового государства, в том числе в создание цивилизованных условий работы и на рынке. И как только эти реформы будут имплементированы, работы у юристов станет гораздо больше.

 

— А если говорить о временных рамках перемен, каковы ваши прогнозы?

— На самом деле, хотим мы того или нет, все очень зависит от ситуации на востоке страны. Ни один нормальный инвестор не будет вкладывать деньги в страну, в которой идет война. Прогнозы до стабилизации ситуации делать очень сложно. К сожалению, я настроен скептически и не вижу ощутимых изменений в направлении стабилизации. Считаю, до конца 2016 года не стоит ожидать кардинального улучшения. Рынок, безусловно, будет как-то шевелиться. Но мы не увидим большого количества новых крупных проектов, которые потребуют привлечения внешних юристов. Все это время мы будем, скорее всего, разгребать старые проблемы, чем, собственно говоря, занимаемся и сейчас. Надолго подобных проектов не хватит. Конечно, работа у юристов будет всегда, вопрос лишь в том, что это будет за работа и по какой цене. Если такая ситуация продлится и после 2016 года, я предвижу дальнейшее радикальное изменение структуры рынка юридических услуг: мы увидим массовые увольнения, партнеры будут глубже вовлечены в клиентские проекты без промежуточного звена ассоциатов с целью обеспечения необходимой рентабельнос­ти бизнеса и собственной доходнос­ти. Хочется верить, что я ошибаюсь, и мы увидим положительные изменения гораздо раньше. Остается надеяться и ждать.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Донести до ума

VOX POPULI

Судебная практика

Работа не pro bono

Государство и юристы

Пропасть в Сети

Снова о форс-мажоре

Служебное знание

Пресечь границу

Периодические требования

Документы и аналитика

Предъявление риска

Неарбитрабельный случай

Энергетический обман

Новости юридических фирм

Частная практика

Е. Перепелинская включена в список арбитров HKIAC

МЮФ Baker & McKenzie — юрсоветник по продаже пакета акций компании «Розетка»

МЮФ Integrites — юридический советник ROCKWOOL в деле о защите прав интеллектуальной собственности

ЮФ Aequo консультирует NCH CAPITAL (США) в отношении покупки неплатежеспособного банка у ФГВФЛ

ЮК FCLEX защитила интересы «Ужгородского Турбогаза» в споре с Минэкономразвития

Отрасли практики

Испытательный срок

Ставка спора

Исполнительный такт

Защитное покрытие

Накладные расходы

Клуб Кредиторов обсудил построение эффективных взаимоотношений между банками и госорганами

Командный состав

Процессуальный рок

Репортаж

Наличный просчет

Полемический ряд

Самое важное

Выгоды сделаны

Изменение форм

Судебное грешение

Дефект новизны

Судебная практика

Казацкий сбой

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания недействительным рамочного договора

Судебная практика

Исполнение лишений

Кого защищает Закон о банкротстве

Судебная практика

Судебные решения

Устранение препятствий в пользовании имуществом

Тема номера

Детский суд

Брак у ворот

Частная практика

Правильное воспитание

Принять изменения

Інші новини

PRAVO.UA