Как свидетельствуют статистические данные Генеральной прокуратуры Украины, в 2014 году в нашей стране было зарегистрировано 1899 уголовных производств по статье 212 Уголовного кодекса (УК) Украины — уклонение от уплаты налогов.
То есть значительное количество служебных лиц предприятий-налогоплательщиков в той или иной мере ощущали на себе давление со стороны правоохранительных органов в связи с тем, что последние считали: имеет место уклонение от уплаты налогов. Но что именно подразумевает под собой уклонение от уплаты налогов? Иными словами, совокупность каких действий или бездействие указывает на наличие в деянии служебного лица признаков преступления — уклонения от уплаты налогов?
Норма и содержание
Оказывается, наше законодательство так и не дает четкого ответа на данный вопрос. Кто-то может возразить, апеллируя к положениям части 1 статьи 212 Уголовного кодекса (УК) Украины, где предусматривается ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей). В данной норме указано следующее: «Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), которые входят в систему налогообложения, введены в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано их платить, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах…»
Но если вчитаться более внимательно, то данная норма содержит указания на лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности, и обязательные последствия в виде непоступления средств в бюджет в определенных размерах. А вот что именно считается уклонением от уплаты налогов, в данной статье, как и в иных нормах Уголовного кодекса Украины, не определено.
Для большей наглядности продемонстрируем на примере. Статья 185 УК Украины предусматривает уголовную ответственность за такое преступление, как кража. При этом в части 1 данной статьи кража определяется как «тайное хищение чужого имущества». По отношению же к уклонению от уплаты налогов такое определение, повторимся, не указано. Тогда за какие именно деяния правоохранительные органы ведут следственные действия по производствам по уклонению от уплаты налогов, а суды выносят приговоры?
Стоит отметить, что часть 1 статьи 2 УК Украины предусматривает, что «основанием уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». В свою очередь, часть 3 статьи 374 Уголовного процессуального кодекса Украины среди обязательных составляющих мотивировочной части приговора предусматривает и способ совершения преступления.
Толковый словарь определяет происхождение слова «уклонение» от глагола «уклоняться», что означает «отходить от прямого пути, направления; стараться избежать чего-либо». Но вряд ли правильным будет основывать приговор на статье толкового словаря.
Другие юрисдикции более преуспели в определении уклонения от уплаты налогов. Например, Фискальный кодекс Германии в статье 370 определяет как уклонение от уплаты налогов следующие действия: предоставление налогоплательщиком фискальным органам или другим органам государственной власти неправильных или неполных сведений касательно существенных для налогообложения вопросов; неинформирование налогоплательщиком о существенных для целей налогообложения фактах; неиспользование акцизных марок в обязательных для этого случаях. Естественно, такие деяния будут квалифицироваться как уголовно наказуемое уклонение при наличии последствий в форме неуплаты налогов или получении налоговых привилегий. Схожие подходы к определению уклонения от уплаты налогов прослеживаются и в иных юрисдикциях континентальной правовой семьи.
Место определения
Все же отметим, что наработки с целью обозначить круг деяний, которые входят в понятие уклонения от уплаты налогов, имеются и в рамках правового поля Украины. В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Украины (ВСУ) «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» от 8 октября 2004 года № 15 суд также обращает внимание на то, что положения статьи 212 УК Украины не содержат детализации способов уклонения от уплаты налогов. В связи с этим далее Верховный Суд Украины самостоятельно приводит примеры возможных способов совершения преступления — уклонения от уплаты налогов, а именно: путем «непредоставления документов, связанных с их исчислением и уплатой в бюджеты или государственные целевые фонды (налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерских отчетов и балансов и др.), сокрытия объектов налогообложения, занижения этих объектов, занижения сумм налогов, сборов, других обязательных платежей, сокрытия факта утраты оснований для получения льгот по налогообложению, предоставления ложных сведений или документов, удостоверяющих право физического лица на налоговый кредит или на налоговую социальную льготу».
Однако по своему статусу данное постановление Пленума ВСУ не может рассматриваться как надлежащее заполнение правовых пробелов. Ведь по своему статусу оно не может приравниваться к законодательным актам и не является обязательным к применению для органов досудебного расследования и прокуроров. А последние если и применяют данное постановление, то лишь в выгодной для них части. Если сторона защиты, например, будет основывать свое ходатайство на положениях данного постановления, то такие аргументы, скорее всего, будут проигнорированы органами досудебного расследования.
Отсутствие в уголовном законодательстве Украины определения термина «уклонение от уплаты налогов» порождает большое поле для дискреции и, следовательно, для злоупотребления, в первую очередь — со стороны органов досудебного расследования. Поэтому и получается, что все материалы налоговых проверок с материальными суммами налоговых доначислений превращаются для налогоплательщиков в уголовные производства по уклонению от уплаты налогов. Более того, как показывает практика, большая часть уголовных производств по уклонению от уплаты была инициирована как раз на основании соответствующих актов налоговых проверок.
Уголовное право по своей сути не приемлет диспозитивность. Поэтому внесение изменений в статью 212 УК Украины в части определения понятия «уклонение от уплаты налогов» остается актуальным как с целью обеспечения принципа правовой определенности, так и с более практической целью — уменьшения давления на бизнес.
ГУПАЛО Екатерина — советник АО Arzinger, руководитель практики защиты в уголовных делах в сфере предпринимательства, г. Киев,
ТРУТ Дмитрий — юрист АО Arzinger, к.ю.н., г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…